ВСЕГЕИ
+7 (812) 328 9282 - Канцелярия,  +7 (812) 328 9248 - Музей    info@karpinskyinstitute.ru
Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.П. Карпинского
Институт
Новости

О чем молчат деньги?


Согласитесь, у нас интересная и важная специальность! О нашей работе пишут книги, снимают кино и даже ставят балеты! Но, оказывается, не только в чистом искусстве засветилась наша профессия. Сегодня, в преддверье Дня геолога, мы хотим представить вам занимательную историю от нашего коллеги из ИМГРЭ Дмитрия Сергеевича Ключарева, написанную специально для нашего сайта. Мы уже представляли вам его, как замечательного фотографа, и показывали, как выглядит остров Итуруп глазами геолога. И вот новая статья того же автора:

Что можно увидеть на бумажных купюрах? Обычно, можно сказать с появления ассигнаций, денежную купюру стараются сделать визитной карточкой государства, показать солидность и внушить доверие к платежеспособности. Ну, и попадают на купюры гербы стран, портреты видных деятелей государства и культуры, изображения животных и красот природы, достижения техники, портреты абстрактных счастливых жителей страны. Реже, какие-то памятные исторические и не очень события. Казалось бы, при чем тут геология?

И столь неожиданно было увидеть на купюре в 500 франков Демократической Республики Конго до боли знакомую картину — лоток, вода, люди что-то моют.


И три бриллианта в классической бриллиантовой огранке. Подпись к рисункам любезно сообщала: «Разведка алмазного россыпного месторождения». Дальнейшие поиски по сусекам Всемирной паутины рассказали, что Конго занимает второе место после России по добыче технических алмазов. В 2006  г. на долю Республики Конго пришлось 28% добычи технических и 6% — ювелирных алмазов. В целом, на месторождениях Конго более 60% алмазов представлены техническими сортами, 30—35% — полудрагоценными, и только 5% — ювелирными. Основные запасы сосредоточены в провинции Восточная Касаи и на границе с Анголой. Месторождения есть как коренные, так и россыпные (Касаи-Лунда). Богатые россыпи — Чиманга, Мбужи-Маи (Бакванга), Лубе, Касаи-Чикапа (дается по материалам Интернета).

Дальше — больше. Уж, коль скоро, нашлась купюра с геологической тематикой стало интересно, а есть ли еще. И скоро обнаружилась купюра из Судана в 20 суданских фунтов, посвященная бурению на нефть и добыче воды.


Месторождения нефти в Судане сосредоточены в южной части страны и приурочены к впадине Умара-Ваба, которая представляет собой троговый прогиб мелового возраста. Всего в стране выделено две крупных площади, состоящие из нескольких блоков — Большой Хеглиг (открыто в 1982 году) и Мунга (открыто в 2001 году). Боевые действия в Судане, отчасти, велись и за контроль над месторождениями нефти.
Рядом, на фоне соплеменных пирамид показан водоподъемник.

Следующая купюра в 50 инти, посвященная на этот раз, скорее поискам на нефть, принадлежит Перу. Почему поиски? Ну, отсутствие развитой инфраструктуры на задних планах, временный характер буровых вышек и зависший в воздухе вертолет позволяют сделать такое предположение.



По состоянию на начало 2012 года доказанные запасы нефти и газового конденсата в Перу составляли 152,7 млн. т (в т.ч. нефти — 79,0 млн. т). Основная часть запасов сосредоточена в районе сельвы (68% доказанных запасов), а также в северо-западном (19%) и центральном (13%) регионах Перу.

В 2011 году на территории страны было пробурено 242 скважины, из которых 15 — разведочных, 5 — испытательных, 222 — эксплуатационных. В структуре бурения по регионам на северо-западный пришлось 200 скважин, на центральный — 30, на сельву — всего 12.

В 2011 году добыча нефтяного сырья в Перу составила 7,0 млн. т (в т.ч. 3,4 млн. т нефти и 3,6 млн. т газового конденсата), снизившись на 2,9% относительно уровня 2010 года. Основной нефтедобывающий регион Перу — сельва (4,9 млн. т нефтяного сырья в 2011 году, в т.ч. 1,4 млн. т нефти (добывается на севере региона) и 3,5 млн. т газового конденсата (юг региона)). В северо-западном регионе Перу в 2011 году было добыто 1,3 млн. т нефтяного сырья, в центральном — 0,8 млн. тонн (по материалам Интернета).

Следующая нефтяная история связана, совершенно неожиданно, с Индией. На купюре в 1 рупию в 1990 году индусы изобразили странный гибрид моторной лодки и буровой платформы.


И вновь помог Интернет. Как можно узнать из «Всемирной паутины», индийская нефть началась с выступления Джавахарлала Неру: «Страна, которая не производит собственную нефть, является слабой страной. С точки зрения обороны, отсутствие нефти есть фатальная слабость».

В акватории Индийского океана расположены Бомбейский и Бенгальский нефтегазоносные осадочные бассейны. В 1955 году при помощи советских специалистов начались поисковые работы на нефть. В августе 1956 г. было оформлено создание государственного самостоятельного предприятия по нефти и газу (ONGC). В мае 1958 г. скважина № 1 в Джаваламуки, пробуренная нашими специалистами, дала фонтан газа с небольшой глубины, примерно с 800 м. В конце 1958 г. советские нефтяники получили фонтан нефти из этой же скважины, но с глубины 1 500 метров. В сентябре 1959 г. в 250 км к северу от Бомбея еще одна скважина дала новый фонтан нефти с ежесуточным дебитом 50 т.

А в 1956–1957 гг. на специально оборудованном судне «Академик Архангельский» в сложных морских условиях были проведены сейсмические работы, которые позволили выявить и подготовить под глубокое бурение гигантскую структуру, которую советские специалисты назвали «Бомбей-Хай». Это было первое крупное месторождение на шельфе Индии. В последующие годы в этом районе было открыто несколько десятков месторождений, которые обеспечивают основном объем добычи нефти и газа в Индии. Так, в 2005 г. из 27 млн. т индийской нефти в море было добыто 18 млн. т.

Но неужели на купюрах засветились только алмазы и нефть? Конечно же, нет! Так на купюре Народной Республики Мозамбик в 1000 метикалей 1986 года, знаменитой, прежде всего, изображением на гербе автомата Калашникова, на оборотной стороне показана подземная добыча угля на единственном разрабатываемом в Мозамбике месторождении каменного угля — Моатизе (Меотиз) с разведанными запасами 393,1 млн. т (29,3 млн. т пригодно для открытой разработки). Уголь содержит германий, галлий и уран.


Ну, и на символе банка Мозамбика изображено простое понятное кайло.

Следующая страна, отметившаяся в геологической тематике на купюрах — Гвинея.


Обладая одними из крупнейших в мире запасами бокситов (треть общемировых запасов бокситов), Гвинея на своей купюре в 1000 франков гордо несет, оттесняющее «инопланетную» экзотику, изображение карьерной добычи и отгрузки бокситов. Скорее всего, на купюре показан самый крупный добывающий комплекс — Сангареди, расположенный неподалеку от города Боке, в 250 километрах от Конакри. Их разработка началась в 1973 году. Это совместное владение Гвинейской Республики и консорциума Halko, в который с западной стороны входят такие компании как Alkoa, Alkan, Pechiney, Vaw, Billiton, Montedison и которому принадлежит 51 % акций. Запасы этого района оцениваются в 2 миллиарда тонн. В 1981 году добыча достигла 10 миллионов тонн и затем постепенно была доведена до 11 миллионов тонн в год.

Однако, это все практически современность. Самые старые купюры, из найденных, с геологической тематикой относятся к периоду Веймарской республики 1919–1933 годы. А точнее, к 1921 году. Тяжелейшее положение Германии после Первой Мировой войны, выплата неподъемных контрибуций, развал хозяйства привел к бешеной инфляции. Купюры с пятью, шестью и более нулями стали обычным делом, скорость обесценивания денег была просто космической.

В этих условиях многие местные органы самоуправления перешли на выпуск местных денег — нотгельдов (от немецкого Notgeld — чрезвычайные/вынужденные деньги). Напечатанные, в основном, самой дешевой литографской многоцветной печатью эти знаки оплаты несли самую разнообразную символику, нигде до этого не было такого буйства сюжетов и цвета.

И вот, городское управление города Штасфурт (нем. Staßfurt) в земле Саксония-Анхальт выпустило собственные нотгельды достоинством в 25 пфенингов каждый, изобразив на них кусочек истории города, а именно, добычу соли. Небольшие, в два спичечных коробка, прямоугольники плотной бумаги были отпечатаны в типографии Himmer в городе Аугсбург. Типография, кстати, работает до сих пор.

Соляные варницы существуют здесь с XIII в. Добыча поваренной соли процветала в XVI и XVII вв., находясь в руках местного дворянства. В 1796 г. владение соляными копями перешло к прусскому королю. К 1840-м гг. запасы поваренной соли в верхних пластах стали истощаться; при углублении шахт до 200 и глубже метров встретились чрезвычайно мощные пласты соли, которые, вследствие высокого содержания горьких солей, считались в то время непригодными для разработки; эти пласты, богатые калиевыми и магнезиальными солями, получили название Abraumsalze (отбросной мусорной соли). Лишь в конце 1850-х гг. было оценено техническое значение штассфуртских залежей, и в настоящее время они составляют неисчерпаемый источник богатства для всего штассфуртского района. В 1860-х годах началась разработка соляных залежей во всем штассфуртском бассейне (кроме самого Ш. — Леопольдсгалль, Дугласгалль, Нейштассфурт, Шмидтмансгалль и др.) (из Интернета).

На всех шести купюрах на оборотной стороне изображен герб Штасфурта.

А вот на лицевой стороне на четырех купюрах изображен быт шахтеров и более характерный для города гербовый знак с тремя плетеными коробами для подъема «на гора» вырубленной соли. Так делали по всей в Европе для удобства подъема.

Под знаком горняцкое приветствие «Gluck auff», что буквально означает — «Счастливо на гора!», над знаком перекрещенные кувалда и молоток. Купюры показываю практически весь цикл добычи соли.


Бурение ручным буром шпуров для отколки соли


Откатка нарубленной соли от забоя


Отдых (обед) шахтеров в шахте


Шахтный транспорт

Разумеется, это еще не все купюры с геологической тематикой, существовавшие и существующие в мире. Так, на «нефтяном поприще» отметился Вьетнам купюрой в 10 000 донгов, карьерная техника «работает» на купюре в 100 кин Папуа Новой Гвинеи, шахтер изображен на советской купюре в 1 рубль образца 1937 года, добыча бокситов и получение глинозема на 10 долларах банка Гайаны. И вероятно, есть и еще что-нибудь, пока не замеченное. Будем искать. А есть еще и монеты, и о них можно рассказать много интересных историй, в том числе и геологических.

Словом, как и раньше, что является значимым для страны — то и попадает на денежные знаки.

Дмитрий Ключарев, Зам. зав. отделом «МСБ РЭ» ИМГРЭ, специально для нашего сайта

03.04.2014

Возврат к списку


Яндекс.Метрика