ВСЕГЕИ
+7 (812) 328 9282 - Канцелярия,  +7 (812) 328 9248 - Музей    info@karpinskyinstitute.ru
Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.П. Карпинского
Институт
Новости

Макет карты ураноносности аккреционно-коллизионых областей и областей активизации Урала, Сибири и Дальнего Востока для сводной цифровой минерагенической карты масштаба 1:2 500 000


Во ВСЕГЕИ в рамках объекта «Оценка потенциально ресурсных минерагенических зон аккреционно-коллизионных областей и областей активизации Урала, Сибири и Дальнего Востока» создан макет карты ураноносности аккреционно-коллизионных областей и областей активизации Урала. Сибири и Дальнего Востока масштаба 1:2 500 000 в качестве тематического слоя сводной цифровой минерагенической карты данной территории. Карта составлена в электронном (CorelDraw (версия 13) и бумажном вариантах.

Макет карты ураноносности аккреционно-коллизионных областей и областей активизации Урала, Сибири и Дальнего Востока масштаба 1:2 500 000 отражает сведения об ураноносности по состоянию на 01.01.2009 г. Нагрузка карты состоит из пяти блоков, характеризующих: рудные объекты; металлогенические объекты; количественную и геолого-экономическую характеристику объектов; наименование урановорудных и потенциально урановорудных объектов; промышленные объекты ядерного цикла.

Рудные объекты разделены на урановорудные и ураноносные. Для каждого объекта (месторождения) определены: генетическая группа, рудоформирующий процесс, геотектоническая позиция, тип по классификации МАГАТЭ и РФ, геолого-промышелнный тип и аналог на территории РФ и за рубежом.

Металлогенические объектывыделены на уровне урановорудных провинций (поясов), урановорудных районов и урановорудных узлов. Металлогенические объекты ранга урановорудных районов разделены на промышленные, резервные и потенциально урановорудные (рудоперспективные).

Количественная и геолого-экономическая характеристика объектов содержит сведения о масштабности объекта (особо крупные, крупные, средние, малые), степени освоенности месторождений (эксплуатируемые, отработанные, законсервированные) и ресурсной оценке по категории Р3 по состоянию на 01.01.2009 г. шестидесяти четырех урановорудных и потенциально урановорудных районов. Прогнозные ресурсы категории Р3 апробированы в ВИМС.

Промышленные объекты ядерного цикла приведены в качестве справочного материала.

В основу модели рудных месторождений IOCG-типа положены критерии выделения флюидно-эксплозивных брекчий в одноименных структурах:

– изометричная или эллипсовидная в плане, воронко- и трубообразная в разрезе форма брекчиевых тел с наличием бухтообразных и дайкоподобных апофиз или отдельных даек;

– выклинивание трубчатых тел и их апофиз по восстанию и переход в дайки интрузивных пород по падению;

– секущие («интрузивные») контакты при отсутствии в контактовых зонах термального изменения пород;

– высокая инъекционная способность брекчиевого материала, обуславливающая проникновение его в тончайшие трещины и между пластами слоистых пород;

– отсутствие в экзоконтактовых зонах брекчиевых тел и среди обломков в самих брекчиях следов тектонического дробления и перемещения отдельных блоков;

– наличие локальных радиальных и концентрических трещин, возникающих вблизи брекчиевых тел при их развитии;

– состав матрицы брекчий из более тонкой фракции того же материала, что и крупные обломки;

– наличие следов флюидального течения цементирующего материала;

– округлая форма обломков, сформированная за счет дезинтеграции и трения с цементом;

– хаотическое перемешивание с опусканием вышележащих пород и воздыманием на верхние горизонты самых глубинных экзотических пород;

– многоэтапность формирования с локализацией более поздних тел в пределах более ранних и присутствие рудокластов;

– наличие в брекчиях продуктов пневматолитово-гидротермальной деятельности за счет существенно газовых ранних структурообразующих флюидов.

Морфология рудных тел, приуроченных к брекчиевым флюидно-эксплозивным структурам (ФЭС), различна. Выделяется три группы: во внутренних частях ФЭС («внутренний» тип); по периферии ФЭС («внешний» тип); как внутри эксплозивных структур, так и по их периферии («комбинированный» тип).

Поисковые критерии IOCG-месторождений включают:

Геофизические признаки. Комбинация региональной гравиметрии, магнитных и радиометрических данных используется для диагностики гидротермальных центров, тогда как детальная грави-, магнито- и электроразведка могут служить для целей обнаружения конкретных рудных тел на глубине.

Тектонические признаки.Крупные месторождения формируются внутри главных, параллельных орогену пластичных или хрупких разломных систем. Благоприятным является тектонический режим постколлизионного растяжения с анорогенным плутонизмом и сопряженным вулканизмом континентального типа. Месторождения локализуются вдоль структурных линеаментов, пересекающих ореолы гранитных плутонов А-типа и определяются по магнитным аномалиям.

Глубина эрозионного среза.Системы с доминирующим магнетитом обычны для глубинных обстановок (Маунт-Айза, Клонкэри). Системы с доминирующим гематитом обычны для близповерхностной обстановки (Олимпик Дaм). Теоретически в вулканогенно-осадочных разрезах обширные зоны измененных пород с разложенными полевыми шпатами, включая силицификацию, серицитизацию, пиритизацию и аргиллизацию, могут скрывать или залегающее глубже IOCG-месторождение, или его присутствие поблизости по латерали.

Околорудные изменения.Общей особенностью рудных систем IOCG является одна или более стадия раннего Na ± Са метасоматоза, сменяющаяся при температуре 300–500°С второй стадией Fe ± К метасоматоза. Ранняя ассоциация включает альбит, скаполит, пироксен, актинолит, апатит, сфен, эпидот, кальцит и в некоторых случаях сопровождается Au-Cu минерализацией (Маунт-Айза). В большинстве случаев рудная минерализация связана с калиевыми изменениями, возникающими в процессе снижения температуры, которые наложены на более раннюю натриевую стадию. Основная продуктивная Cu-Au (Со) бедная серой минерализация отлагается из углекислых рассолов и совпадает с Fe ± К стадией или с более поздним осаждением карбонатного материала.

Флюидный режим и вмещающая среда.На примере австралийских месторождений установлены закономерности размещения оруденения Аu и Сu в зависимости от вмещающей среды и флюидного режима.

В качестве конкретных примеров рассмотрены ФЭС, контролирующие месторождения: Олимпик Дам, Холзунское, Каракуль, Асхатин, Касугское, Теремкинское, Жарчихинское, Шерловогорское, Шахтаминское, Жирекенское, а также месторождения «трубочного» типа западной части Алданского щита.

С работой можно ознакомиться в фондах ФГУП «ВСЕГЕИ».

С.А.Топорец
Издательско-выставочный центр ВСЕГЕИ

09.12.2010

Возврат к списку


Яндекс.Метрика