ВСЕГЕИ
+7 (812) 328 9282 - Канцелярия,  +7 (812) 328 9248 - Музей    info@karpinskyinstitute.ru
Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.П. Карпинского
Институт
Новости

Проект программы сбалансированного развития МСК в региональном и отраслевом аспектах на основе геолого-экономического анализа перспектив освоения минерально-сырьевой базы России


В рамках направления – геолого-экономические исследования, нацеленные на модернизацию существующей МСБ РФ и обоснование стратегических направлений её расширенного воспроизводства и инновационного использования на основе новых принципов структурирования и геолого-экономического районирования территории страны– во ФГУП «ВСЕГЕИ» и МФ ФГУП «ВСЕГЕИ» совместно с ФГУП «ВИЭМС», ГУ Институт экономики УрО РАН; ГНИУ СОПС; ООО «Информация и управление», ФГУП «ЦНИИгеолнеруд» под общим руководством С.А. Кимельмана была завершена капитальная работа по разработке проекта программы сбалансированного развития МСК в региональном и отраслевом аспектах на основе геолого-экономического анализа перспектив освоения минерально-сырьевой базы России.

В работе на основе оценки рисков освоения и анализа социально-экономического положения, институционального обеспечения освоения МСБ и развития МСК, определения перспективных объектов недропользования и программ регионального развития субъектов Федерации – предложен в трех вариантах (инерционный, оптимальный и оптимистический) прогноз развития МСБ и МСК субъектов Федерации в составе федеральных округов, включающий в себя объемы ГРР, добычи и переработки минерального сырья, потребности в инвестициях, рабочей силе.

Рекомендованы предложения по направлениям вложения частных и государственных инвестиций в геологическое изучение недр, освоение минерально-сырьевой базы и переработку минерального сырья. Предложенные направления вложения частных и государственных инвестиций в геологическое изучение недр, освоение минерально-сырьевой базы и переработку минерального сырья связанны с:

  • усилением роли государства в геологическом изучении недр, направленного на опережающее геологическое доизучение перспективных территорий и картирование;
  • сохранением определяющей роли государства в регулировании экономики добывающих регионов России;
  • усилением координации деятельности крупных компаний, разрабатывающих месторождения с общегосударственной стратегией освоения природных ресурсов на основе учета интересов населения, проживающего на территории освоения;
  • стимулированием недропользователей на проведение поисковых и геологоразведочных работ в целях воспроизводства минерально-сырьевой базы за счет собственных средств и обеспечением государственных гарантий доступа недропользователей к объектам производственной инфраструктуры;
  • организацией постоянного мониторинга состояния освоения минерально-сырьевой базы и обеспечение текущих и перспективных потребностей отраслей;
  • совершенствованием системы налогообложения в сфере недропользования;
  • созданием маркетинговых агентств по формированию имиджа региона.

Для реализации этих предложений по-мнению авторов необходима подготовка и утверждение в виде Постановлений Правительства РФ ряда важнейших документов, определяющих и регулирующих функционирование сырьевого сектора экономики России, список которых приводится в работе.

Эффективность настоящей работы заключается прежде всего в информационном обеспечении государственных органов управления государственным фондом недр и исполнительной власти субъектов РФ для принятия управленческих решений в области обоснования основных направлений регионального совершенствования развития МСБ и МСК с целью повышения эффективности социально-экономического развития субъектов РФ путем решения следующих задач:

  • оценка состояния и выявление основных проблем развития МСБ субъекта РФ;
  • определение цели и основных задач концепции развития МСК;
  • рассмотрение средне- и долгосрочных планов развития МСК субъектов в существующих стратегических документах по экономическому и социально-экономическому развитию регионов;
  • определение факторов, способствующих и затрудняющих реализацию концепции;
  • оценка возможных уровней добычи полезных ископаемых на 25-летнюю перспективу в зависимости от сценария развития экономики субъекта и России в целом;
  • составление планов лицензирования проведения ГРР и освоения месторождений полезных ископаемых;
  • возможность составления прогноза по основным мероприятиям разработки программ развития МСК субъекта и поэтапной последовательности их реализации.

В завершение следует отметить, что инновационная направленность проведенных работ, положительный эффект их применения, начиная с 2004 г., необходимость их продолжения, и, в частности, кадастровой оценки участков недр и включения этой оценки в государственную казну разных уровней были отмечены на «Круглом столе «Инновационные направления развития минерально-сырьевого комплекса России», прошедшем 22–23 октября 2009 г. в Санкт-Петербурге по инициативе РАН РФ и Роснедра, с участием представителей исполнительной и законодательной властей, отраслевых институтов, а также представителей крупного бизнеса (недропользователей).

С работой можно ознакомиться в фондах Росгеолфонда и фондах ФГУП «ВСЕГЕИ».

Актуальные проблемы перевода минерально-сырьевой базы России на инновационную модель расширенного воспроизводства на основе минерально-сырьевых центров экономического роста будут также обсуждены во время работы Круглого стола «Стратегия изучения и ресурсное обеспечение минерально-сырьевых центров на территории Российской Федерации», который состоится 25–26 ноября 2010 г. на базе ФГУП «ВСЕГЕИ».

С.А.Топорец
Издательско-выставочный центр ВСЕГЕИ

09.11.2010

Возврат к списку


Яндекс.Метрика