АРХИВ НОВОСТЕЙ

10.12.2015

Следы древнего цунами обнаружены у южного побережья Дании

Около 8 200 лет назад север Европы подвергся мощному цунами. Гигантские волны высотой до 20 метров опустошили побережье Исландии, Гренландии, Норвегии, Фарерских островов и Шотландии. Катастрофа была вызвана подводным оползнем, произошедшем на шельфе к западу от Норвегии. Событие получило название оползень Стугерра (от древненорвежского Storegga — «большая кромка»).

Считалось, что цунами поразило берега только Норвежского моря, но недавно группа ученых из Дании и Франции обнаружила его следы в южной части западного побережья Дании.

«Ученые давно спорили о том, как далеко на юг распространилось цунами, и до сих пор только математические модели указывали нам, что оно, вероятно, могло поразить Данию. Наше исследование является первым, нашедшим геологическое доказательство, что цунами на самом деле поразило [Данию]», — говорит соавтор статьи, опубликованной в журнале Geology, научный сотрудник из Университета Кан Нижняя Нормандия (Франция) Миккель Фруергаард (Mikkel Fruergaard).

Карта, показывающая территорию, захваченную цунами. Звездочкой отмечено местоположение острова Рёмё. Источник: http://www.dailymail.co.uk/sciencetech/article-3317451/Tsunami-devastated-Europe-8-150-years-ago-Huge-waves-swept-hundreds-miles-North-Sea-Ice-Age.html

Группа исследователей, в которую помимо французской стороны входили сотрудники Геологической службы Дании и Гренландии и Университета Копенгагена, проводила изучение 25-метровых кернов, отобранных у острова Рёмё расположенного практически на границе с Германией. В нижней части одного из них ученые обнаружили заметно отличавшийся 80-сантиметровый слой песка, перемешанного с органическим материалом, причем залегал он между двух отчетливых глинистых слоев. По мнению членов группы, эти слои говорят о том, что в те времена здесь находилось озеро.

«В какой-то точке произошло большое вторжение морской воды, которое свалило большое количество морского песка на дно озера вместе с [органическим] материалом с окраин и дна озера», — считает Фруергаард.

Радиоуглеродное датирование показало, что это произошло между 7 890 и 8 600 годами тому назад. Для точного выделения отложений цунами керн был подвергнут также стратиграфическому, литологическому, химическому и палинологическому анализу.

Чтобы лучше понять историю распространения цунами, ученые подсчитали высоту волн, достигших датского побережья. С учетом того, что уровень моря в те времена был примерно на 20 метров ниже сегодняшнего, она составила 1,5–2 метра.

«Это минимальная высота. Они могли быть гораздо выше. Кроме того, мы использовали измерения только с Рёмё, и они могли быть выше или ниже где-либо еще в другой точке побережья», — заключает Фруергаард.

Видимо, для дальнейшего уточнения размеров цунами, прошедшего по побережью Северной Европы 8 200 лет назад нужно проводить дополнительные исследования.

Центр перспективного развития ВСЕГЕИ