АРХИВ НОВОСТЕЙ

08.09.2015

Токсичные металлы – возможная причина массовых вымираний

На сайте Американской геологической службы (USGS) на днях появилась интересная заметка Aleeza Wilkins и Poul Emsbo, посвященная ранее не учитываемому геохимическому фактору возможно «запускающему» массовые вымирания морских организмов в геологическом прошлом.

Этим фактором могут быть повышенные концентрации токсичных металлов таких, как железо, свинец и мышьяк.

В основу заметки положен оригинальный материал международной группы ученых Американской геологической службы (USGS), Национального центра научных исследований (The National Center for Scientific Research) Франции, Гентского университета Бельгии и университета Эрланген-Нюрнберг (Германия), представленный в свежей статье, опубликованной в Nature Communications. Ниже представлен перевод на русский язык заметки USGS с нашими небольшими дополнениями.

Основные выводы обсуждаемой работы сделаны на основе изучения «тератологических» или искаженных форм ископаемого планктона, соответствующей начальным этапам событий вымирания (примерно 420 миллионов лет назад), которое привело к гибели большинства морских видов.

(a) Образец уродливо развитого микроорганизма рода Ancyrochitina ископаемой группы Сhitinozoan; (b) морфологически нормальный субъект того же рода и группы. Масштабная метка - 0.1 мм. Poul Emsbo et al. Nature Communications, 2015 г.

В палеозое было несколько событий массового вымирания. Некоторые из этих кратковременных событий были ответственны за гибель до 85 процентов морских видов, однако истинный механизм событий, ответственных за эти кризисы, до сих пор все еще не ясен.

В статье, только что опубликованной в Nature Communications, ученые представляют доказательства того, что уродливые (malformed) ископаемые останки морского планктона возраста 415 миллионов лет содержат повышенные концентрации токсичных тяжелых металлов, которые могут вызвать морфологические аномалии и у современных морских организмов.

Это привело авторов к выводу, что отравление этими металлами и стало причиной наблюдаемой аномалии формы (мальформации) и, возможно, способствовало исчезновению этих и многих других морских видов.

«Эта работа является свидетельством эффективности междисциплинарных исследований», - сказал один из авторов статьи, ученый USGS Poul Emsbo. «Здесь сотрудничество между палеонтологами и геохимиками, знатоками рудных месторождений, привело к новым данным, которые проливают свет на ранее не учитываемые процессы, которые могут, в конечном счете, объяснить причины катастрофических вымираний в истории Земли.

Документально зафиксированное изменение содержания токсичных металлов коррелирует с ранее наблюдаемыми аномалиями изотопов углерода, кислорода и серы в океанской воде. Такое поведение убедительно свидетельствуют о том, что рост концентраций этих металлов был следствием уменьшения содержания кислорода в океане.

Таким образом, токсичность металла, проявленная в деформации планктона, может представлять собой недостающее звено, которое связывает вымирание организмов с хорошо известным фактором недостатка кислорода (аноксией) в воде океана.

При этом комплексное геохимическое изучение тяжелых металлов окаменелых останков морских организмов может зафиксировать раннюю фазу губительного процесса, который в дальнейшем приводит к их катастрофическому вымиранию.

Многократно повторяющаяся корреляция между процессами мальформации ископаемых существ и известными событиями вымирания в палеозое открывает соблазнительную перспективу объяснить ранее не учитываемым токсическим загрязнением металлами многие, если не все, события вымирания в древних океанах.

Оригинальная статья представлена здесь

Центр перспективного развития ВСЕГЕИ
Источник(и): http://www.usgs.gov/newsroom/article.asp?ID=4311
Poul Emsbo et al. «Metal-induced malformations in early Palaeozoic plankton are harbingers of mass extinction». Nature Communications. 2015. V. 6. N 7966 , doi:10.1038/ncomms 8966.