АРХИВ НОВОСТЕЙ

12.04.2023

Во ВСЕГЕИ состоялась LXIX сессия Палеонтологического общества России

3–7 апреля 2023 г. в ФГБУ «ВСЕГЕИ» состоялась LXIX сессия Палеонтологического общества России на тему: «Био- и геособытия в истории земли. Этапность эволюции и стратиграфическая корреляция».

В работе сессии приняли участие более 140 специалистов из 46 учреждений 27 городов России, а также Приднестровья и Польши (по видеоконференцсвязи), в том числе, представители научно-исследовательских организаций Федерального агентства по недропользованию (Роснедра), геологических, палеонтологических, биологических институтов и региональных научных центров РАН, профильных факультетов государственных университетов, палеонтологических, краеведческих музеев, музеев-заповедников и природных парков. Среди соавторов докладов – специалисты из Эстонии, Латвии, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Канады, Таиланда, Новой Зеландии, ЮАР.

На открытии 69-й сессии Палеонтологического общества в Большом зале Ученого совета ВСЕГЕИ

Во время сессии прошли заседания шести постоянных секций – докембрия и палеозоя, мезозоя, кайнозоя, по четвертичной системе, по позвоночным, музейной. Заседания транслировались в прямом эфире на YouTube-канале ВСЕГЕИ.
С устными докладами выступили 107 участников, из них 17 сделали доклады дистанционно по видеоконференцсвязи.

Доклад вице-президента Общества академика С.В. Рожнова на открытии сессии

Сессия Палеонтологического общества была открыта приветственным словом и докладом генерального директора ФГБУ «ВСЕГЕИ» члена-корреспондента РАН О.В. Петрова, который отметил актуальность тематики текущей сессии Общества. Распознавание геологических событий в истории Земли и корреляция геологических образований – это одна из важнейших задач, которая (наряду с другими) решается при создании государственных геологических карт разного масштаба. В своем докладе О.В. Петров рассказал также о международном проекте CGMW и DDE по созданию новой Тектонической карты мира масштаба 1:35М, участие в котором принимает ФГБУ «ВСЕГЕИ».

Тематика представленных на сессии докладов охватывала широкий спектр актуальных проблем стратиграфии и палеонтологии. Доклады касались биотических и абиотических событий, происходивших в разные геологические эпохи, особенностей развития экосистем прошлого, биостратиграфических построений по орто- и парастратиграфическим группам фауны и флоры (фораминиферам, радиоляриям, конодонтам, нанопланктону, диноцистам, аммонитам, граптолитам, брахиоподам, трилобитам, остракодам и др.).

Рассматривались реконструкции обстановок осадконакопления, новые данные по положению границ подразделений ОСШ в разных регионах, вопросы эволюции, систематики, таксономии и морфологии ископаемых организмов (фораминифер, радиолярий, акритарх, конодонтов, мшанок, моллюсков), в том числе с применением компьютерной микротомографии и 3D-моделирования, результаты палеоэкологических исследований (по органостенным микроорганизмам, остракодам, моллюскам, муравьям), случаи эпибиоза палеозойских иглокожих, кораллов, проблемы изучения докембрийских микроорганизмов, венд-кембрийских проблематик и ордовикских организмов неясного систематического положения (тетрадииды, лепердитикопиды).

На заседании секции докембрия и палеозоя. Ведущий А.В. Дронов (ГИН РАН)

Заседание Музейной секции в Малом зале Ученого совета. Ведущая О.Л. Коссовая (ВСЕГЕИ)

На секции по позвоночным. Ведущие А.О. Иванов и П.П. Скучас (СПбГУ)

К сессии был опубликован сборник «Материалы LXIX сессии Палеонтологического общества», включающий вступительное слово президента Общества А.Ю. Розанова, четыре статьи в разделе «История науки: памятные даты» и отчет о деятельности Палеонтологического общества за 2022 год. В сборнике опубликованы тезисы 162 докладов; представлено на сессии – 133 доклада, из них устных – 114, стендовых – 19.

Во время сессии прошло заседание Центрального совета Общества, приняты в действительные члены 13 человек (Протокол № 2 от 05 апреля 2023 г.).

В рамках сессии прошли заседания постоянных комиссий Межведомственного стратиграфического комитета России по системам и 06 апреля состоялось расширенное заседание Бюро МСК. На заседании были рассмотрены и утверждены:
- Региональная стратиграфическая схема силурийских отложений Западной Сибири (авторы: Сенников Н.В., Обут О.Т., Изох Н.Г., Тимохин А.В. и др.);
- Стратиграфическая схема нижнекаменноугольных отложений Волго-Уральского субрегиона (авторы: Фортунатова Н.К., Зайцева Е.Л., Бушуева М.А., Ермолова Т.Е., Михеева А.И. и др.).

Было заслушано сообщение об утверждении в 2022 году Исполнительным комитетом Международного союза геологических наук (IUGS) глобального стратотипа нижней границы артинского яруса (нижняя пермь) МСШ в стратотипическом разрезе Дальний Тюлькас на Южном Урале. Это вторая точка глобального стратотипа границы яруса (GSSP) в нашей стране.
Был решен ряд организационных вопросов МСК: избран новый председатель Комиссия МСК по триасовой системе – д.г.-м.н. Новиков Игорь Витальевич (ПИН РАН) и новое руководство Комиссии МСК по пермской системе. Состоялась презентация «Постановлений МСК и его постоянных комиссий» Вып. 47.

За хорошую подготовку и успешное проведение сессии, а также своевременную публикацию «Материалов LXIX сессии…» ее участники выразили благодарность администрации ФГБУ «ВСЕГЕИ», Отделу обеспечения выставочной деятельности, ученому секретарю института Т.Ю. Толмачевой, ученому секретарю Общества А.А. Суярковой, членам Оргкомитета: сотрудникам Отдела стратиграфии и палеонтологии В.В. Горшениной, Д.В. Збуковой, Е.Л. Грундан, сотруднику сектора МСК Е.Н. Леонтьевой, а также сотрудникам Группы технической поддержки института А.Ю. Яковлеву, Т.В. Бодрякову и М.А. Лановому.