АРХИВ НОВОСТЕЙ

17.05.2017

Атлас подземного мира скоро станет доступен для всех

На ежегодной Генеральной Ассамблее Европейского союза наук о Земле (EGU), прошедшей в Вене 23–28 апреля 2017 года ученые из Утрехтского университета в Нидерландах анонсировали выход «Атласа подземного мира» (Atlas of the Underworld), содержащего сведения о 98 сохранившихся фрагментах тектонических плит, существовавших когда-то на Земле.

«Мы создаем первую карту подземного мира», — сообщил на Ассамблее Уим Спакман, (Wim Spakman) один из авторов Атласа, — «Мы сделаем наш Атлас подземного мира общедоступным для использования, критики и пополнения новыми данными, как только будет опубликована наша техническая работа, которая близка к выходу».

Источник: http://www.atlas-of-the-underworld.org

Тектонические плиты появляются на поверхности Земли и исчезают в ее глубинах в результате таких глобальных тектонических процессов, как субдукция и коллизия. За время существования нашей планеты возник и часто практически бесследно исчез не один десяток тектонических плит, но они продолжают влиять на ее геологическое развитие. Для определение современного положения остатков этих плит ученые применили метод сейсмической томографии, позволяющий заглянуть на глубину до 2 900 километров. Кроме этих данных, они использовали обширные результаты исследований субдуцировавших плит, чтобы подтвердить и нанести на карту геологическую историю каждой из них.

«Мы проработали наш путь с верхов, где мы обладаем знаниями и согласны с происхождением плит к более глубоким, ранее неизвестным», — отметил Спакман, — «Мы даем всем им географическое название, чтобы их было проще узнавать». Так, плиту, затонувшую 120 миллионов лет назад под сегодняшним Эгейским морем, ученые назвали эгейской. Теперь исследователи перешли к изучению плит, окружавших когда-то суперконтинент Пангея. «Мы уже обнаружили остатки субдукции во всем современном Тихом океане, предшественником которого в то время был океан Панталасса», — продолжил ученый, — «Мы можем построить гораздо более тесные связи между тем, как тектонические плиты двигались по всему миру в связи с тем, что происходило в мантии».

По мнению авторов Атласа, знания о том, как субцированные плиты влияют на трение в мантии может помочь понять механизмы возникновения землетрясений, а, соответственно, и создать новые способы их предсказания. Такие данные могут облегчить и прогноз повышения уровня моря в результате подъема морского дна, вызванного присутствием древней плиты, они могут быть полезны при поиске новых крупных месторождений.

Ценность такого Атласа признают и другие ученые. «Знания о том, где субдуцированная океаническая кора прошла в последние 300 миллионов лет, позволят нам прокрутить кино тектоники плит в обратном направлении», — говорит Стив Якобсен (Steve Jacobsen) из Северо-Западного университета в Иллинойсе. «Такая база данных безусловно будет полезной, так как тектоника плит, в конечном счете, контролирует большую часть того, что происходит на земной поверхности, от построения континентов и уровня выветривания до вулканизма и многого другого», — замечает Меттью Додд (Matthew Dodd) из Университетского колледжа Лондона, — «Поэтому, знание о том, где древние зоны субдукции располагались, насколько скоры и древни они были, поможет геологам ответить на огромное количество научных вопросов, включая долгосрочную обитаемость нашей планеты во времени, а также разведку природных ресурсов».

Доступ к Атласу подземного мира будет открыт после издания сопроводительной научной статьи по адресу http://www.atlas-of-the-underworld.org.

Информационная служба ВСЕГЕИ