АРХИВ НОВОСТЕЙ

18.05.2015

Сотрудникам ВСЕГЕИ вручены государственные награды

13 мая 2015 г. вице-губернатор Санкт-Петербурга - руководитель Администрации Губернатора Санкт-Петербурга Александр Говорунов в Смольном вручил государственные награды. Ученые и художники, лётчики и геологи, работники здравоохранения, образования и культуры в соответствии с Указами Президента Российской Федерации удостоены почетных званий и высоких государственных наград за достигнутые успехи в труде и многолетнюю добросовестную работу.

Среди награжденных – три сотрудника нашего института:

ОРДЕНОМ ДРУЖБЫ награжден

МАСАЙТИС Виктор Людвигович
- главный научный сотрудник федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийский научно-исследовательский геологический институт имени А.П. Карпинского"

Почетное звание "ЗАСЛУЖЕННЫЙ ГЕОЛОГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" присвоено

ЛАРИЧЕВУ Андрею Ивановичу
- заместителю генерального директора федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийский научно-исследовательский геологический институт имени А.П. Карпинского"

ШОКАЛЬСКОМУ Сергею Павловичу - заведующему отделом федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийский научно-исследовательский геологический институт имени А.П. Карпинского

Наша справка о награжденных:

В.Л. Масайтис – крупный специалист в области геологии и петрологии магматических и импактных пород, а также прогнозирования месторождений алмазов.

Начиная с 1996 г. работы В.Л. Масайтиса посвящены изучению магматизма территории Российской Федерации и составлению карт распространения магматических пород, с которыми ассоциируют различные полезные ископаемые, служат для оценки перспектив минерально-сырьевого потенциала отдельных регионов России, в том числе на алмазы, золото, медь, никель и другие металлы. В.Л. Масайтис руководил региональными исследованиями магматических пород и работами по выявлению петрологических критериев их рудоносности. Исследования магматизма Сибирской платформы позволили ученому выявить ранее неизвестную обширную провинцию девонских вулканических пород, в пределах которой находятся и одновозрастные с ними алмазоносные кимберлиты. Прогноз их локализации, выполненный при участии В.Л. Масайтиса еще до открытия первых коренных месторождений алмазов в Якутии, впоследствии полностью подтвердился: районы их распространения ныне заключают основные запасы кимберлитовых алмазов России, имеющие мировое значение.

Виктор Людвигович является инициатором изучения на территории нашей страны геологических структур, возникших при астероидных ударах, а также основоположником нового научного направления в области космической геологии – минерагении древних метеоритных кратеров или астроблем. Под его руководством и при участии на севере Сибири был выявлен один из крупнейших на Земле Попигайский метеоритный (импактный) кратер. В породах этого кратера им были предсказаны, а затем впервые в мировой практике обнаружены импактные алмазы. В.Л. Масайтис является первооткрывателем месторождения этого нового вида минерального сырья. Геологоразведочные работы и научные исследования, проводившиеся под его руководством в пределах выявленного месторождения, показали, что запасы импактных алмазов, которые могут использоваться в различных областях техники, являются уникальными и превосходят общие запасы алмазов всех алмазоносных провинций мира. Все эти данные послужили основой для разработанной В.Л.Масайтисом модели образования алмазоносных пород в импактном кратере, а также для обобщений, касающихся связи различных полезных ископаемых с подобными импактными структурами. Исследования, проводившиеся под его руководством, позволили диагностировать на территории России около двух десятков таких ранее неизвестных геологических структур. Достижения Виктора Людвиговича в открытии и изучении астроблем отмечено медалью Баррингера, присужденной Международным Метеоритным обществом. Он был первым российским ученым, удостоенным этой награды.

Начиная с 2001 г. В.Л. Масайтис участвует в подготовке нового отечественного издания Геологического словаря, в качестве составителя отдельных разделов и одного из авторов, а с 2005 г. является ответственным его редактором. Третье исправленное и дополненное трехтомное издание Геологического словаря общим объемом около 160 печ. листов вышло в свет в 2012 г. Словарь содержит около 24 500 геологических терминов по трем десяткам специализированных геологических направлений и отражает современное состояние терминологической базы геологической науки и практики, а также ряда смежных наук и горного дела на первое десятилетие XXI века. В.Л. Масайтисом и руководимым им большим коллективом исполнителей из разных организаций осуществлены упорядочение и научная систематизация отдельных групп геологических терминов, их взаимоувязка, лингвистическая обработка и соответствующее информационное представление, обеспечивающие использование словаря отечественными геологами различного профиля, менеджерами в области геологоразведочного производства, добычи полезных ископаемых и регулирования недропользования, а также преподавателями, аспирантами и студентами университетов.

После 1996 года В.Л. Масайтис опубликовал 12 научных монографий и более 50 статей, часть которых издана на английском, немецком, китайском и корейском языках.

А.И. Ларичев – крупный специалист в области геологии и геохимии нефти и газа осадочных бассейнов Сибири.

А.И. Ларичев активно участвовал в научном обосновании и открытии Лено-Тунгусской нефтегазоносной провинции, где выявлены Юрубчено-Тохомская и Талакан-Верхнечонская зоны нефтегазонакопления с крупными и гигантскими месторождениями нефти и газа.

Внес значительный вклад в теоретическое обоснование и открытие нефтегазоносности докембрия, принимал участие в составлении ряда комплексных программ региональных и поисково-разведочных работ по территории Сибирской платформы в целом и отдельных ее регионов.
Принимал активное участие в научном обеспечении подготовки лицензионных объектов на территории Красноярского края, Эвенкии и восточной окраины Западно-Сибирской плиты. На перечисленных территориях по технологии локализации ресурсов Д1 сейсмогеологическими и геохимическими методами разработанными с участием автора выделено более 20-ти поисковых объектов с суммарными ресурсами Д1 – около 1.0 млрд т углеводородов. Все эти объекты переданы недропользователям для геологического изучения.

Под руководством и при личном участии А.И. Ларичева выполнен ряд научных разработок по оценке нефтагазоносности палеозойских, нижне-среднеюрских и неокомских отложений Сургутского свода и прилегающих территорий.

В последние годы во ВСЕГЕИ А.И. Ларичевым организованы три научно-исследовательских лаборатории нефтегазопоискового направления, которые под его научным руководством выполнили по заказам «Роснедра», «Сибнедра», «Красноярскнедра», «Иркутскнедра», ООО «Лукойл-Западная Сибирь», ОАО «Сургутнефтегаз» и «СНИИГиМС» более 10 крупных научных исследований по геологии, геохимии и нефтегазоносности Западно-Сибирской плиты и Сибирской платформы.

Главными научными результатами Ларичева А.И. за время с 2005 года являются: обоснование новых зон нефтегазонакопления и прогноз ловушек углеводородов; анализ результатов недропользования и предложения по лицензированию недр в пределах Енисей-Хатангского прогиба, Катагской седловины, Ангаро-Ленской ступени и Присаяно-Енисейской синеклизы Восточной Сибири; прогноз зон высокоёмких коллекторов в верхнеюрских и меловых резервуарах Широтного приобья Западно-Сибирской плиты с позиций флюидодинамического и сейсмогеологического анализа.

С.П. Шокальский – крупный региональный геолог с 25-летним опытом полевого геологического картирования горных регионов России, в первую очередь Алтае-Саянской складчатой области.

С.П. Шокальский один из главных составителей геологической карты России масштаба 1:2 500 000, награжденных в 2012 году Премией Правительства Российской Федерации 2011 года в области науки и техники. С 2007 г. он курирует создание и ведение легенд серий листов Государственных геологических карт масштабов 1:200 000 и 1:1 000 000. Является автором Алтайской и главным редактором Алтае-Саянской серийных легенд, корреляционных схем магматизма по Алтае-Саянскому региону. В 2009 году им подготовлено электронное издание «Методическое пособие по совершенствованию серийных легенд к государственным геологическим картам».

Шокальский С.П., будучи избран Генеральным секретарем Подкомиссии по Северной Евразии в составе Комиссии по геологической карте мира, ведет крупный международный проект, осуществляемый геологическими службами пяти стран - Китая, России, Республики Корея, Монголии, Казахстана - «Атлас геологических карт Центральной Азии и прилегающих территорий масштаба 1:2 500 000». С 2009 года началась вторая фаза этого проекта под названием «Глубинные геологические структуры и металлогения Северной, Центральной и Восточной Азии».
Шокальский С.П. - автор и редактор «Тектонической карты Циркумполярной Арктики масштаба 1:5 000 000» в составе международного проекта «Атлас геологических карт Циркумполярной Арктики масштаба 1:5 000 000», осуществляемого геологическими службами России, Канады, США, Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии, Германии, Франции. Он является членом координационного совета Роснедра по Арктике, отвечающим за геологическое опробование морского дна в ходе высокоширотных арктических экспедиций с целью обоснования внешней границы континентального шельфа Российской Федерации. Сергей Павлович - один из ведущих участников и других международных проектов, таких как «ГИС-Атлас России и стран-СНГ» (2008 г.) и «Международная геологическая карта Азии масштаба 1:5 000 000» (2012 г.). Цифровые карты, с базами данных, по Азии, а затем и Циркумполярной Арктике демонстрировались на Международных геологических конгрессах в Норвегии (Осло, 2008), Австралии (Брисбен, 2012).

Источник(и): http://gov.spb.ru/gov/admin/govorunov-n/news/65262/