АРХИВ НОВОСТЕЙ

10.06.2021

Новости палеонтологии. Дайджест

Сегодняшний дайджест посвящён интересным и очень необычным находкам морской фауны, проблемам их изучения и интерпретации.

Очень трудно судить о строении и образе жизни древних существ, не имевших скелета, который мог бы сохраниться до наших дней. Часто для таких исследований приходится использовать следы жизнедеятельности или норки и ходы таких животных. Именно тщательное изучение ископаемых нор и помогло учёным из международной группы воссоздать облик и образ жизни миоценового червя Pennichnus. Они изучали след окаменелости, который представляет собой L-образную норку длиной до 2 м и диаметром 2–3 см с отчётливыми перьевидными структурами вокруг верхнего стержня. Сравнение Pennichnus с современными биологическими аналогами убедительно свидетельствует о том, что этот ихноген связан с червями, жившими около 20 миллионов лет назад и охотившимися из засады.

Реконструкция тела Pennichnus. Источник: https://www.nature.com/articles/s41598-020-79311-0

Чтобы реконструировать строение червя и его норки учёные просмотрели большое количество фотографий поперечных срезов образцов с норками, а также изучили петрографические шлифы под оптическим микроскопом и с использованием термоэмиссионного сканирующего электронного микроскопа. Химическую идентификацию проводили с помощью энергодисперсионного рентгеновского спектрометра, оборудованного FE-SEM, а, чтобы измерить элементные вариации между различными частями Pennichnus, два образца были изучены с помощью многофункционального сканера. Кроме того, исследователи построили детальные стратиграфические колонки, оценили плотность «заселения» палеоповерхности этими червями. Результаты своей работы на северо-восточном побережье Тайваня палеонтологи опубликовали в журнале Scientific Reports .

Не менее редко сохраняются и мягкие ткани моллюсков, живущих в раковинах. Строение ископаемых моллюсков восстанавливают с большим трудом, на основе редких отпечатков и проводя аналогии с современными видами. Тем интереснее уникальная находка исследователей из Швейцарии и Германии, рассказ о которой опубликован в номере 140 журнала Swiss Journal of Palaeontology.
В отложениях раннего титона из окрестностей Айхштетта (юг Германии) были задокументированы мягкие части перисфинктидного аммонита. Такая исключительная сохранность стала возможной благодаря особым условиям осадконакопления в морских бассейнах архипелага Солнхофен.

Фотография в обычном свете и возможная интерпретация найденного. Источник: https://sjpp.springeropen.com/articles/10.1186/s13358-020-00215-7/figures/1

«Я не очень понимал, что к чему. Узнал пищевод, потом желудок, затем в кишечнике обнаружил копролит. Потом опознал жабры и, наконец, репродуктивные органы», — рассказал ведущий автор статьи Кристиан Клуг (Christian Klug) в интервью изданию New Scientist.
В статье учёные пытаются сопоставить отдельные части находки с различными органами, такими как пищеварительный тракт, репродуктивные органы, полость мантии с жабрами и сифоном. Также принимаются во внимание альтернативные интерпретации. Исследователи считают, что моллюск потерял свою раковину либо в результате болезни, либо из-за нападения хищника. В репродуктивных органах видны следы того, что могло быть сперматофором, что подтверждает гипотезу о том, это самец. Эта находка интересна тем, что расширяет знания об анатомии аммонита, который обычно спрятан в раковине.

В том же номере журнала Swiss Journal of Palaeontology опубликована ещё одна интересная статья, ведущим автором которой также является Кристиан Клуг из Палеонтологического института и музея Университета Цюриха. В течение многих лет палеонтологи находили окаменелости существ, которые взаимодействовали в момент их смерти, в том числе в момент захвата добычи хищником. Предыдущие исследователи называли окаменелости существ непосредственно перед употреблением в пищу «пабулитами» (на латыни «остатки»). В этой новой работе исследователи изучали пабулит древнего ракообразного, который собирался съесть белемнита, древнее подобное кальмару существо. Окаменелости были обнаружены коллекционером-любителем, в карьере в Германии, один из членов исследовательской группы наткнулся на коллекцию и организовал закупку образцов в Государственный музей естественной истории Штутгарта.

Фотография и прорисовка находки. Источник: https://sjpp.springeropen.com/articles/10.1186/s13358-021-00225-z/figures/1

Оба экземпляра все ещё находились в окаменелых отложениях — один был белемнитом, другой — ракообразным из рода Proeryon — его тело напоминало лобстера с длинными тонкими когтями. Белемнит был в отличном состоянии, что позволило исследователям увидеть, что большая часть его верхнего мягкого тела была оторвана хищником. С другой стороны, Proeryon был в плохом состоянии, и палеонтологи полагают, что он линял. Обе окаменелости датированы примерно 180 миллионами лет назад. После тщательного изучения расположения двух окаменелостей учёные пришли к выводу, что белемнит кусал ракообразного или, возможно, кожу, которую он сбрасывал. И при этом белемнит сам был укушен более крупным хищником — возможно, древней акулой. Укус оказался смертельным. Белемнит с шкурой ракообразного во рту опустился на дно моря и умер.
Эта удивительная находка рассказывает о сложных взаимоотношениях древнего мира и помогает лучше понять условия жизни давно прошедшего времени.

Информационная служба ВСЕГЕИ