Интересные находки в янтаре из Мьянмы

О том, что в янтаре из Мьянмы найдено много интересного, мы уже не раз писали. И вот настало время рассказать о новых необычных находках, сделанных за последние полгода.

Одними из самых необычных являются находки водных обитателей, мы уже писали о находке створки раковины остракоды, а на этот раз учёным посчастливилось найти в янтаре раковину аммонита. Кусок янтаря размером 33 х 29 х 9,5 мм и весом около 6 г был найден в шахте, расположенной на севере Мьянмы, где собственно и находятся янтареносные месторождения.
Образец был проанализирован профессором Бо Ван (Bo Wang) из Нанкинского института геологии и палеонтологии и его коллегами из Китая, Франции, Великобритании и США. Исследователи использовали рентгеновскую микрокомпьютерную томографию для получения трёхмерных изображений аммонита с высоким разрешением, особое внимание было уделено швам между камерами, имеющими диагностическое значение. Они обнаружили, что находка принадлежит к Puzosia, роду аммонитов, который появился в верхнем подъярусе альба (113-100 миллионов лет назад) и существовал почти до окончания сеномана (100-94 миллионов лет назад), т.е. на границе нижнего-верхнего мела.

Источник: https://www.pnas.org/content/116/23/11345

«Аммонит является ювенильным, его максимальный сохранившийся диаметр составляет 12 мм, и он, по-видимому, сохраняет первоначальную арагонитовую оболочку, как можно судить по его изображению в отражённом свете», — отмечают учёные.
И в целом находка оказалась очень ценной и богатой на «улов». В этом же образце янтаря было обнаружено, по крайней мере, 40 особей членистоногих как наземных, так и морских, в том числе ракообразных, клещей, пауков и многоножек, а также нескольких особей насекомых, включая тараканов, жуков, настоящих мух и ос.

Источник: https://www.pnas.org/content/116/23/11345

«Но как аммонит, вымерший морской родственник кальмара и другие морские существа сохранились в кусочке янтаря, который также содержит наземных животных? Оболочки аммонита и морской улитки предлагают возможные подсказки. Все раковины пусты, без мягких тканей, поэтому организмы были мертвы задолго до поглощения смолой. Внешняя оболочка аммонита оторвана, а вход в оболочку полон песка. Янтарь также содержит песок», — рассказали палеонтологи, — «Наиболее вероятным объяснением является то, что песчаный пляж, покрытый ракушками, был расположен недалеко от деревьев, производящих смолу. Летающие насекомые были пойманы в смоляную ловушку ещё на дереве. Когда смола текла по стволу дерева, она захватывала организмы, которые жили возле подножия дерева. Достигнув пляжа, он погребла раковины и поймала живших там мокриц».
Более подробно познакомиться со всеми находками, сделанными в этой своеобразной научной «сокровищнице», можно в статье, опубликованной в журнале PNAS в июне 2019 года.

О другой тоже очень интересной и необычной находке рассказали учёные в статье, вышедшей в конце июля 2019 года в журнале Current Biology. В янтаре, размером 3,48 х 3,44 х 0,82 см и весом 5,51 г, найденном ещё в 2014 году, они обнаружили неполную правую заднюю конечность с перьями, принадлежавшую птичке размером меньше воробья. Отличительной особенностью птицы стал третий палец птицы, длиной 9,8 мм, что на 40% длиннее второго пальца и на 20% длиннее кости голени.

Источник: http://cdn.sci-news.com/images/enlarge6/image_7392_2e-Elektorornis-chenguangi.jpg

Находку назвали Elektorornis chenguangi, отдав дань как месту находки (янтарю), так и автору открытия Чэнь Гуану (Chen Guang), принадлежит она к группе вымерших птиц Enantiornithes, наиболее распространенной в мезозое.
«Я была очень удивлена, когда увидела янтарь», — говорит доктор Лида Син (Lida Xing), палеонтолог из Китайского университета геонаук, — «Это показывает, что древние птицы были гораздо разнообразнее, чем мы думали. Они разработали множество различных функций для адаптации к своей среде».
Исследователи отсканировали образец с помощью компьютерной микротомографии, создали трехмерную реконструкцию стопы и сравнили соотношения с 20 другими вымершими птицами той же эпохи и 62 живыми птицами. Ни у одной птицы нет ступни, похожей на эту.
«Удлинённые пальцы — это то, что вы обычно видите у древесных животных, потому что они должны быть в состоянии схватить эти ветви и обвить пальцы вокруг них», — объясняет доктор Цзинмай О’Коннор (Jingmai O’Connor) из Института палеонтологии и палеоантропологии позвоночных Китайской академии наук, — «Но огромной разницы в длине пальцев, насколько нам известно, никто никогда не видел раньше».
Пока непонятно, почему Elektorornis chenguangi развил такую необычную особенность. Единственное известное животное с непропорционально длинными пальцами — это лемур Daubentonia madagascariensis, использующий свои длинные средние пальцы, чтобы вылавливать личинок и насекомых из стволов деревьев. Возможно, Elektorornis chenguangi, использовал свой палец для той же цели.
«Это лучшее предположение, которое у нас есть. Ни одна птица с подобной морфологией не может считаться современным аналогом этой ископаемой птицы», — добавляет доктор О'Коннор, — «Многие древние птицы, вероятно, делали совершенно другие вещи, чем ныне живущие. Это ископаемое показывает другую экологическую нишу, в которой эти ранние птицы экспериментировали по мере своего развития».

Открытия и неожиданные находки продолжаются и в самой традиционной для янтаря области: среди насекомых. В середине ноября в журнале PNAS вышла статья, описывающая одного из вероятно первых опылителей цветковых растений жука Angimordella burmitina, также найденного в куске янтаря. Интересно, что сам камень был добыт в северной Мьянме ещё в 2012 году, но из-за своей непрозрачности целых 7 лет хранил своё сокровище в тайне, и только после полировки детали строения жука-опылителя возрастом около 100 миллионов лет стали видны. Надо отметить, что потомки этого вида и сейчас занимаются опылением цветов.

Источник: https://www.pnas.org/content/116/49/24707

У насекомого изогнутое тело и голова, что помогает добывать пищу из внутренних частей цветов, а его ротовой аппарат имеет похожие на ноги приспособления для сбора и транспортировки пыльцы, подобные тем, которые используют современные жуки-опылители. Дополнительным намёком на специализацию стали 62 золотых пыльцевых зерна, покрывающих грудь, брюшко и ноги жука. Если с датировкой насекомого проблем не возникло, то его детальный анализ представлял проблему: длина жучка всего 4 миллиметра. Определить точный вид растения, пыльца которого налипла на тело насекомого не удалось, но оно, по-видимому, связано с группой цветковых растений, которая включает в себя многие современные деревья и древесные растения. Находка отодвинула начало доказанной истории опыления растений примерно на 50 миллионов лет назад, но это, скорее всего, не самый первый такой случай и надо надеяться на открытие и более ранних видов опылителей, ведь по мнению учёных, именно опыление растений насекомыми дало толчок развитию цветковых растений примерно 145 миллионов лет назад.

И наконец последняя на сегодня статья-участница нашего обзора, опубликованная в середине декабря в журнале Nature Communication, рассказывает нам о некоторых бытовых трудностях из жизни динозавров: в янтаре были найдены их пуховые перья со следами повреждений и ископаемыми вшами. Открытие подтвердило исследования генетиков, определивших, что вши возникли ещё во времена динозавров. Специалисты по ископаемым паразитам отмечают, что подобные находки чрезвычайно редки, ведь такие мелкие существа попросту не сохраняются в обычной ископаемой летописи. Китайские палеонтологи Тайпин Гао (Taiping Gao), Дун Жэнь (Dong Ren) и Чункун Ши (Chungkun Shih) и их коллеги проводят много времени изучая окаменелости на предмет пропущенных насекомых, особенно паразитов, таких как вши. В двух экземплярах янтаря из Мьянмы они обнаружили 10 крошечных насекомых длиной всего 0,2 миллиметра.

Источник https://www.nature.com/articles/s41467-019-13516-4/figures/1

Найденные вши не похожи на современных, их рты не так сложны, а на ноготках и антеннах у них длинные жёсткие щетинки. Насекомых назвали Mesophthirus engeli. Как и у современных, у древних вшей нет крыльев, у них крошечные глаза, короткие усики и ноги, что говорит о том, что они не могли путешествовать далеко или быстро. Поскольку они такие маленькие, исследователи считают, что их особи были нимфами — ювенильными вшами, а длина взрослого насекомого могла составлять до полмиллиметра. Судя по находке, в те времена вши не были высокоспециализированными и могли жить на разных видах динозавров. При этом похоже, что они не кусали своих хозяев, но ущерб, наносимый перьям, заставлял динозавров искать способы избавиться от своих «обитателей».

Информационная служба ВСЕГЕИ