+7 (812) 328 9282 - Канцелярия,  +7 (812) 321 5399 - Музей    vsegei@vsegei.ru

Новости палеонтологии. Дайджест

Сегодняшний обзор, посвящен новым открытиям в области палеонтологии. Они все разные, но все удивительные и рассказывают нам об истории биологического развития нашей планеты. Каждое из них открывает новую страничку этого сложного пути и показывает разные грани огромного разнообразия животного мира прошлых эпох.

Первая новость сегодняшнего обзора касается недавнего поразительного открытия, сделанного американскими и германскими учеными. При детальном инструментальном обследовании найденных еще 150 лет назад студентами Йельского университета черепов ящериц Saniwa ensidens, они обнаружили два дополнительных теменных глаза. Открытие удалось сделать в результате применения рентгеновской компьютерной томографии, позволяющей изучать находки неразрушающими методами. Интересно, что среди живущих ныне существ такими дополнительными органами обладает только минога, но многие современные рептилии имеют так называемый «третий глаз» — орган, позволяющий им лучше ориентироваться в пространстве.

Источник: https://www.cell.com/action/showMethods?pii=S0960-9822%2818%2930206-9

Как понятно из определения, оба эти органа были расположены на темени ящерицы, но они не парные в отличие от «обычных» глаз. Точное назначение и то, каким путем они возникли пока не понятно. Возможно, они также позволяли рептилии ориентироваться географически. Трудно сказать, узнают ли исследователи когда-нибудь истинное предназначение этих необычных органов, ведь Saniwa ensidens обитали около 50 миллионов лет назад и вероятность найти сохранившиеся мягкие ткани, пригодные для изучения, равна практически нулю.
Познакомиться с описанием находки, методами исследования и выводами ученых можно в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

В следующем исследовании, опубликованным в журнале Science Advances, ученые из Китая, Германии, Великобритании и Ирландии изучали крылья мотыльков, живших в юрском периоде. И в этом случае сделать открытие помогло применение новейших технологий: сканирующего электронного микроскопа и специализированной компьютерной программы.

Источник: http://advances.sciencemag.org/content/4/4/e1700988/tab-figures-data

Для того чтобы понять, как были окрашены крылья этих вымерших чешуйчатокрылых мотыльков, исследователи в течение 3 лет изучали находки, сделанные в различных областях мира: Великобритании, Германии, Казахстане, Китае и Мьянме. Из 500 образцов только 6 оказались пригодны для определения окраски. Оказалось, что окраска достигалась не поглощением и отражением, а рассеянием света на сложных микроструктурах чешуек. Крылья древних бабочек имели небольшие чешуйки, покрытые более крупными чешуйками, имевшими серию параллельных V-образных выступов, создававших узор «елочки» (подобные структуры существуют и у некоторых современных примитивных бабочек). Компьютерная программа помогла определить, что размер и организация таких структур позволяла крыльям мотыльков рассеивать свет, создавая радужные оттенки. Надо признать, что ученым очень повезло найти пригодные для анализа образцы, ведь крылья насекомых очень хрупки и редко доходят до нас в той степени сохранности, которая позволила бы исследовать их с такой детальностью.

Сделать последнее из сегодняшнего обзора открытие палеонтологам помогла находка, сделанная в 2014 году. Впервые ученых из Великобритании и США удалось найти хорошо сохранившийся практически полный череп ихтиорниса (Ichthyornis dispar). Ихтиорнис — это переходное звено от динозавров к современным птицам, обитал он в позднем меле в Северной Америке. Первые находки были сделаны еще в 1870 году, но они были сильно повреждены, поэтому открытие 2014 года большая удача. Для подробного изучения Бхарт-Аньян Бхуллар (Bhart-Anjan Bhullar) из Йельского университета и его коллеги использовали четыре черепа, не описанные ранее, в том числе и свою находку. Палеонтологи реконструировали череп с помощью трехмерного сканирования высокого разрешения и подробно проанализировали его строение.

Источник: https://www.sciencenews.org/article/ancient-fowl-bit-dinosaur-and-pecked-bird?utm_source=email&a...

Реконструкция показала, что у ихтиорниса, как и у современных птиц, была подвижная верхняя челюсть, но при этом сохранялись зубы на обеих челюстях. Мощные мускулы, позволяющие с силой сжимать челюсти, прикреплялись к костям по бокам черепа. Исследования черепной коробки позволили сделать вывод, что мозг ихтиорниса уже во многом напоминал мозг птиц: большой передний мозг обеспечивал пространственную ориентацию и другие когнитивные способности, а большие зрительные доли обрабатывали зрительную информацию. Ученые полагают, что такие изменения связаны с физическими потребностями при сложных полетах.
Подробнее с результатами исследований палеонтологов можно познакомиться в журнале Nature.

Информационная служба ВСЕГЕИ