Новости тектоники. Дайджест

Тектонические процессы влияют на нашу жизнь самым непосредственным образом. Но изучение тектоники имеет не только прикладное, но и фундаментальное значение. И сегодня мы расскажем о двух статьях, авторы которых как раз и рассматривают глобальные тектонические процессы.

В конце января 2018 года в электронной версии журнала Nature Geoscience вышла статья коллектива авторов из Австралии и Канады, посвященная палеопротерозойскому перерыву в тектоническом развитии нашей планеты. Для того чтобы понять, как и почему образовался первый известный суперконтинент Нуна исследователи проанализировали доступные данные о магматических, метаморфических и осадочных породах этого возраста и собственные материалы, собранные в Китае, на западе Австралии, севере Канады и юге Африки. Оказалось, что геологических свидетельств процессов, происходивших в то далекое время, очень мало.
«Чем больше образцов пород и данных мы собирали, тем яснее становилось что об этом периоде сохранилось очень мало свидетельств», — говорит ведущий автор статьи, исследователь из Школы наук о Земле и планетологии Университета Кёртина доктор Кристофер Спенсер (Christopher Spencer).
По мнению ученых первично разогретая мантия к этому моменту охладилась в результате вулканической активности и геологические процессы в недрах замедлились. Это привело не только к уменьшению количества извергаемой лавы, но и снижению осадконакопления и почти полной остановке тектоники плит.

Модифицировано по: https://www.nature.com/articles/s41561-017-0051-y

«Этот период «спячки» длился примерно 100 миллионов лет и свидетельствовал о том, что, как мы считаем, стало переходом от тектоники «древнего типа» к тектонике «нового типа», больше похожей на ту, которая действует сейчас. После этого периода затишья примерно 2,2–2,0 миллиарда лет назад геология Земли начала «просыпаться» со «вспышкой» вулканической активности и изменением состава континентальной коры», — объясняет доктор Спенсер.
Исследователи считают, что такая вспышка магматической активности привела к выносу большого количества материала на поверхность, который и способствовал образованию суперконтинента Нуна в результате роста континентальной коры, а в последствии и переходу к современной тектонике плит. Причиной этого процесса могла стать тепловая энергия, накопившаяся в мантии за предыдущие миллионы лет. Кристофер Спенсер считает, что полученные ими результаты могут помочь лучше представить процесс образования природных ресурсов мира и их распределение по планете, но для этого потребуются дополнительные исследования геологии и тектоники этого периода, остроумно названного учеными «кризисом среднего возраста Земли».

Следующая статья рассматривает еще более глобальную проблему, а именно парадокс существования твердого внутреннего ядра Земли. О своем взгляде на процесс его образования ученые из США рассказали в статье, опубликованной в журнале Earth and Planetary Science Letters.
Основная проблема состоит в том, что для образования внутреннего твердого ядра необходимо сильное снижение температуры первоначального расплава, которое трудно достичь при давлении, существующем в недрах Земли. По мнению одного из авторов статьи Стивена Хаука (Steven A. Hauck II) это тем более невозможно так как согласно современным представлениям Земля остывает всего на примерно 100 градусов Кельвина за миллиард лет. В соответствии с этой моделью «внутреннее ядро не должно существовать вообще, потому что оно не может быть переохлаждено до такой степени», — считает другой автор статьи Джим Ван Орман (Jim Van Orman).
Кристаллографы знают, что для запуска процесса кристаллизация возможен и другой путь: в расплав можно поместить своеобразный «зародыш», твердый кристалл того же вещества. Но то, что просто сделать при небольших объемах, сложно осуществить в масштабе целой планеты.
«Для того чтобы попасть в ядро и затем проделать весь путь до центра Земли, не растворившись … такая капля должна быть примерно 10 км в поперечнике», — добавляет Ван Орман.

Источник: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0012821X18300360#fg0020

«Мы говорили о том какие идеи неправдоподобны, и мы предложили идею, которая потенциально правдоподобна», — отметил Стивен Хаук. — «Если это произошло, возможно какие-нибудь признаки этого события могли бы быть обнаружены при сейсмических исследованиях. При изучении самой центральной части планеты самое сложное — это доступ туда этим волнам, поэтому потребуется какое-то время».
Авторы статьи высказываются в пользу второго варианта, но предлагают научному сообществу рассмотреть и обсудить эту новую версию. Вопрос пока остается открытым.

Информационная служба ВСЕГЕИ