Интересные находки в янтаре из Мьянмы

За последние 25 лет янтарь из Мьянмы стал важным источником информации о древних насекомых, иногда мелких животных и птицах, живших в меловом периоде. Мы уже не раз писали о важных находках, сделанных в кусках этого янтаря, причем часто хорошей и отличной сохранности. Как правило, это наземные виды, попавшие в ископаемую смолу прямо на дереве или непосредственно под ним на земле, но бывают и исключения. Сегодня хочется рассказать о недавних интересных находках, сделанных в окаменевшей смоле возрастом около 100 миллионов лет.

Первая статья вышла еще в декабре прошлого года в журнале Nature Communications. В ней коллектив авторов из Испании, США и Великобритании рассказывает о находке клеща на пере динозавра. Клещ, названный Deinocroton draculi («ужасный клещ Дракулы») из-за того, что он полон крови своей жертвы, имеет примерно 0,5 см в длину. Более ранние находки таких клещей показали, что они обитали в гнездах динозавров, а их потомки существуют до сих пор. В этой находке интересны две вещи: первое — строение найденного пера аналогично строению перьев современных птиц, второе — кровь оперенных динозавров входила в рацион древних клещей. К сожалению, установить к какому виду принадлежал укушенный динозавр по найденному кусочку пера невозможно, более того, по сообщению одного из авторов статьи палеобиолога из Музея естественной истории Университета Оксфорда Рикардо Перес де ла Фуэнте (Ricardo Pérez-de la Fuente), невозможно даже определить мог ли он летать.

Источник: https://www.sciencenews.org/article/ticks-had-taste-dinosaur-blood?utm_source=editorspicks121717&...

Палеонтолог, специалист по ископаемым беспозвоночным из Королевского музея Саскачевана в Регине, не принимавший участия в работе, Райан Маккеллар (Ryan McRellar) прокомментировал находку так: «В будущем мы сможем сузить диапазон потенциальных хозяев, но сейчас это лучшее, что мы можем сделать с отдельным пером».
Другой кусочек янтаря включает двух клещей, расположенных так близко друг к другу, что скорее всего они были поглощены смолой в одно время. К их телам прилипли крошечные волоски, принадлежавшие личинкам жуков, обитавших в гнездах динозавров.
По словам Райана Маккеллара это «сильный аргумент». «Удивительно видеть, что небольшие подсказки и ассоциации складываются, чтобы сформировать более обширную картину древних экосистем», — добавил он.
Полностью со статьей «Ticks parasitized feathered dinosaurs as revealed by Cretaceous amber assemblages» можно познакомиться на сайте журнала Nature Communications.

Следующей интересной находке посвящены 2 статьи, опубликованные 5 февраля 2018 года в журнале Nature Ecology & Evolution, их авторами стали ученые из Китая, Германии, Великобритании и США. В этих статьях рассказывается о находке паукоподобных насекомых, их строении и месте в классификации. От паука их отличает очень длинный хвост и сегментированный брюшной отдел. Новый вид назвали Chimerarachne yingi из-за странного сочетания характерных черт строения. Тело (не считая хвоста) у него было размером с перечное зернышко и жил он в тропических лесах. Насекомое имеет уникальную для современных пауков анатомию. У него 8 ног, 2 педипальпы (конечности перед первой парой ног), прядильные органы и клыки, при этом присутствует тельсон (задний сегмент тела), отсутствующий у современных видов. По мнению исследователей, он мог использоваться для осязания. Непонятно могли ли C. yingi плести паутину как это делают их отдаленные современные родственники, или прядильные органы были нужны им для других целей. Вероятно, жили они на деревьях или под ними, об этом говорит то, что их нашли в куске янтаря.

Источник: https://www.sciencenews.org/article/ancient-creature-looks-spider-tail?utm_source=email&utm_...

По мнению соавтора одной из статей Гонсало Гирибета (Gonzalo Giribet) из Гарвардского университета и его коллег, насекомое относится к одной из древних сестринских групп пауков Uraraneida.
«Это поразительно само по себе, потому что исследователи полагали, что группа Uraraneida вымерла намного раньше», — сказал Гонсало Гирибет. В любом случае, находка очень интересная.
Результаты исследований обеих групп ученых можно найти в статьях «Cretaceous arachnid Chimerarachne yingi gen. et sp. nov. illuminates spiders origins» и «Origin of the spiders and their spinning organs illuminated by mid-Cretaceous amber fossil» на сайте журнала.

Особняком стоит находка еще одной международной группы исследователей. В этот раз ученым из Китая, Австрии, Великобритании, США и Канады повезло обнаружить в бирманском янтаре ископаемую морскую остракоду. Находка эта не просто редчайшая, она — первая в своем роде.
Находка уникальна еще и своими размерами, найденная правая створка раковины имеет размер 12,9 миллиметров. Если учесть, что гигантскими называют остракод размером 3 миллиметра, то это просто супергигант! Относится остракода к отряду Myodocopida подкласса Myodocopa, исключительно морской группе.
«Остракоды относятся к морским обитателям, и их останки крайне редко встречаются в окаменелой смоле», — пояснил профессор Китайского геологического университета Син Лида (Lida Xing).
Ученые изучили свою находку под микроскопом в проходящем дневном и отраженном ультрафиолетовом свете, что позволило описать не только внешний вид раковины, но и некоторые детали внутреннего строения. Кроме остракоды в образце найдены также разрозненные части тел пауков и, возможно, клещей, а также неопределенные органические частицы.

Источник: https://www.nature.com/articles/s41598-018-19877-y/figures/3

Результатами своих исследований ученые поделились в статье «A gigantic marine ostracod (Crustacea: Myodocopa) trapped in mid-Cretaceous Burmese amber», опубликованной 22 января 2018 г. в журнале Scientific Reports.

Информационная служба ВСЕГЕИ