Новая гипотеза причин мел-палеогенового вымирания

Мел-палеогеновое массовое вымирание, произошедшее около 66 миллионов лет назад, входит в пятерку «великих массовых вымираний», во время него исчезло 16% семейств морских животных и 18% семейств сухопутных позвоночных, в том числе все нелетающие динозавры. Споры о причинах этой катастрофы ведутся многие годы, было выдвинуто множество версий, но к единому мнению ученые до сих пор не пришли. Чаще всего среди таких причин называлось трапповое извержение на плато Декан и падение Чиксулубского метеорита. Некоторое время назад была выдвинута гипотеза, что падение метеорита Чиксулуб могло привести к началу извержения на плато, но более поздние данные, полученные современными методами, говорят о том, что извержение базальтов на плато Декан началось примерно за 2 миллиона лет до падения метеорита. Но может быть эти два события все-таки были связаны между собой, и причина массового вымирания лежит в процессах более сложных, чем это представлялось до сих пор? На этот вопрос пытается ответить статья американских ученых, опубликованная в журнале Science Advances 7 февраля 2018 года.

Впервые гипотезу о связи падения метеорита и усиления вулканизма на плато Декан высказали в 2015 году ученые из Университета Калифорнии в Беркли. Они предположили, что сильный удар мог вызвать сейсмические волны, которые дошли до плато и привели к усилению вулканической активности. Авторы статьи пошли еще дальше: они подумали, что мощная сейсмическая встряска могла послужить причиной усиления вулканической активности во всем мире.

«Наша работа предполагает связь между этими чрезвычайно редкими и катастрофическими событиями, распространившимися на всю планету», — говорит Лейф Карлстром (Leif Karlstrom), один из авторов статьи, — «Падение метеорита могло повлиять на вулканические извержения, которые уже происходили в то время, создав один или два толчка».

Для проверки этой гипотезы ведущий автор статьи Джозеф Бирнс (Josef S. Byrnes), в то время аспирант Университета Орегона, использовал доступные глобальные наборы данных по гравитационным аномалиям в свободном воздухе, топографии морского дна и тектоническому спредингу. Для анализа было выбрано морское дно в районе срединно-океанических хребтов, которое Джозеф разделил на группы, включавшие породы, возникшие в промежуток времени длительностью в 1 миллион лет. Таким образом была получена своеобразная летопись горных пород длительностью 100 миллионов лет. На отметке примерно в 66 миллионов лет он обнаружил свидетельства «массивного, но краткосрочного импульса морского магматизма» вдоль древних океанических хребтов. Объем дополнительных по сравнению со средними данными магматических пород составил от 105 до 106 км3. Такой импульс объясняется резким увеличением уровня гравиметрических аномалий в свободном воздухе. Авторы статьи обнаружили, что величины гравиметрических аномалий, связанных с образовавшимися в первый миллион лет после падения метеорита породами, отличались на 5–20 мГал от окружающих.

А: современное положение участков морского дна, образовавшихся в первый миллион лет после падения метеорита. B: Реконструкция быстрого перемещения участков морского дна в места, на которых они находились на границе мела и палеогена. Источник: http://advances.sciencemag.org/content/advances/4/2/eaao2994/F2.large.jpg

«Мы обнаружили доказательства ранее неизвестного периода глобальной вулканической активности во время массового вымирания», — говорит Джозеф Бирнс, — «Это исследование не утверждает, что эта вулканическая активность — это то, что убило динозавров. Что мы добавляем к обсуждению, так это глобальную вулканическую активность во время известного экологического кризиса».

Информационная служба ВСЕГЕИ