Канадские ученые обновили модель образования земной коры

Согласно общепринятой теории земная кора образовалась в начале хадия в результате столкновения прото-Земли и планетоида размером с Марс. Эта космическая катастрофа привела к тому, что 4,5 миллиарда лет назад наша планета превратилась в океан расплавленной магмы. Часть вещества была выброшена в космос и впоследствии образовала Луну, спутник Земли. В процессе остывания оставшегося расплавленного вещества произошло разделение магмы на тяжелые (погрузившиеся вглубь планеты и образовавшие ядро) и легкие элементы (сформировавшие земную кору). Соглашаясь с изложением начальной стадии процесса, ученые из Университета МакГилла (Монреаль, Канада) предлагают дополнить эту теорию следующим образом.

Дон Бейкер (Don Baker) и Кассандра Софонио (Kassandra Sofonio) считают, что перегретый после столкновения пар атмосферы был способен растворять породы прямо на поверхности Земли. Растворенные минеральные облака поднимались в верхние слои атмосферы, остывали, а затем в виде своеобразного силикатного дождя выпадали обратно на земную поверхность.

Процесс образования земной коры по Бейкеру и Софонио. Источник: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0012821X17300341

Чтобы проверить свою теорию исследователи провели ряд экспериментов, в которых смесь валового состава силикатных минералов земной коры и вода расплавлялись в воздушных условиях при температуре 1550°C. Затем их измельчали до порошкообразного состояния и помещали в золото-палладиевые капсулы. Эти капсулы в свою очередь переносили в сосуды высокого давления и нагревали до примерно 727°C при давлении в 100 раз выше давления, существовавшего на поверхности Земли через миллион лет после столкновения. После каждого эксперимента пробы быстро остужали, а растворенное в перегретом паре вещество анализировали. По словам Дона Бейкера, они были «удивлены сходством растворенного силикатного материала, полученного в результате экспериментов» с тем, что найдено в земной коре.

Статья, опубликованная в журнале «Earth and Planetary Science» постулирует новую теорию «воздушного метасоматизма» (такой термин предложила Кассандра Софонио) для описания процесса в ходе которого минералы кремнезема конденсировались в атмосфере и выпадали за Землю в течение примерно миллиона лет, создавая некоторые из самых ранних образцов горных пород известных сегодня.

Информационная служба ВСЕГЕИ