Новости тектоники. Дайджест

Как мы уже отмечали в статье «Атлас подземного мира скоро станет доступен для всех», тектоника непосредственно влияет на развитие нашей планеты, а стало быть и на нашу жизнь. Тектонические исследования важны не только для фундаментальной науки, но и для практических целей. Сегодня мы расскажем о двух работах, вышедших в последнее время.

Интересные исследования провели ученые из Австралийского национального университета (ANU) под руководством аспиранта Тима Джонса (Tim Jones). Они утверждают, что им удалось разгадать загадку двойной вулканической цепи Гавайев. О существовании вулканических «двойняшек» известно с 1849 года, но причина их образования оставалась загадочной. И вот теперь австралийские ученые предлагают свою гипотезу возникновения этого феномена. Они считают, что, во-первых, мантийный поток под быстро (по геологическим меркам) движущейся Тихоокеанской плитой сильно наклоняет мантийный плюм и приводит к латеральному разделению областей источников расплава с высоким и низким давлением; во-вторых, 3 миллиона лет назад произошло изменение направления движения Тихоокеанской плиты, которое привело к тому, что продукты извержения высоко- и низкобарических расплавов образовали географически отличные вулканы; и, в-третьих, вторичные пироксениты, образующиеся в виде эклогитовых расплавов, реагируют с перидотитами и преобладают в области низкого давления под следом вулканов типа Лоа, что и приводит к систематическим геохимическим отличиям между лавами типа Лоа и лавами типа Кеа.

Синяя линия — вулканический след типа Лоа, красная линия — вулканический след типа Кеа. Источник: http://www.anu.edu.au/news/all-news/scientists-discover-how-worlds-biggest-volcanoes-formed

По мнению авторов гипотезы, все вышесказанное не означает, что пути семейств вулканов Кеа и Лоа разошлись навсегда.
«Наша гипотеза предсказывает, что плита и плюм снова сойдутся на какой-то стадии в будущем, и два следа объединятся, чтобы снова создать единый след», — сказал еще один автор работы доктор Родри Девиес (Rhodri Davies) в интервью пресс-службе ANU.
В подтверждение своей гипотезы ученые приводят данные по другим регионам Тихого океана, например, похожий двойной вулканических след существует в районе Самоа, и он тоже датируется 3 миллионами лет назад. Но, что особенно интересно, такие события происходят не впервые.
, — добавляет доктор Девиес.
Результаты своей работы исследователи опубликовали в журнале Nature.

Другая работа коллектива авторов из Японии, Эквадора и Колумбии рассказывает об изучении зоны субдукции Эквадор-Колумбия, где 16 апреля 2016 года произошло мощное землетрясение (Mw7,7). Исследователи изучили доступные данные об исторических землетрясениях, произошедших в этом регионе в 1906, 1942, 1958 и 1979 годах и последнем сильном землетрясении. Сюда вошла информация о форме волн цунами, распространившихся по Тихому океану и предыдущие работы по силе сцепления или блокировки прилегающих плит, и расстоянии, на которое они проскользнули относительно друг друга, вызвав очередное землетрясение.
Путем тщательно моделирования области разломов в районе землетрясений в сочетании с другими данными, команда ученых показала, что сильнейшее землетрясение 1906 года (Mw8,4) было вызвало иными разломами, чем остальные. В то же время, полученные данные говорят, что землетрясения 1942 и 2016 годов связаны с одними и теми же разломами.

Сравнение предыдущей и новой модели сейсмичности района зоны субдукции Эквадор-Колумбия. Источник: https://3c1703fe8d.site.internapcdn.net/newman/gfx/news/hires/2017/1-newmodelcoul.jpg

«Теперь, когда мы можем точно связать предыдущие землетрясения с разрывами на конкретных участках вдоль границ плит, мы можем оценить риски, связанные с нарастанием давления в этих местах и вероятной частотой землетрясений там», — говорит ведущий автор статьи, опубликованной в журнале Geophysical Research Letters Масахиро Есимото (Masahiro Yoshimoto), — «Наши данные также впервые выявили различия в механизмах разрыва между океаническими желобами и более глубокими прибрежными районами в этой зоне субдукции».
Новая модель сейсмичности зоны субдукции Эквадор-Колумбия дает возможность точнее оценивать вероятность возникновения землетрясений и цунами в этом регионе, их вероятную периодичность и интенсивность.

Информационная служба ВСЕГЕИ