Динозавры: что нового?

Предыдущая статья нашей постоянной рубрики вышла больше трех месяцев назад. Несомненно, за это время в научной литературе была опубликована масса новых материалов об этих удивительных рептилиях, и выбрать самое-самое сложно. Поэтому сегодня мы поговорим только о самых значимых открытиях, касающихся классификации динозавров.

Возможно, самым важным достижением последнего времени стоит считать разработку новой классификации динозавров, опубликованной в журнале Nature 23 марта 2017 года учеными из Университета Кембриджа и Музея естественной истории Лондона.

Предыдущая классификация была предложена британским палеонтологом Гарри Сили (Harry Seeley) еще в 1887 году и последовательно развивалась все 130 лет, окончательно она была формализована в 1980-ых годах и с тех пор считается общепринятой. В ней дерево динозавров содержит три основные ветви, одна из которых ведет к птицетазовым, представленным растительноядными гадрозаврами, стегозаврами, трицератопсами и их родственниками. Другая ветвь содержит ящеротазовых, которые в свою очередь делятся на две группы: растительноядные зауроподы (ходившие обычно на четырех ногах, как бронтозавры) и плотоядные тероподы (обычно двуногие, как тиранозавры и современные птицы).

Предлагаемое же дерево содержит четыре группы на двух основных ветвях. Птицетазовые динозавры в нем делят общую главную ветвь с ящеротазовыми тероподами, что говорит об их тесной связи, несмотря на явные различия в строении. Такое положение подчеркивает существующие вопросы о происхождении птицетазовых рептилий, странной группе неясного происхождения, появившейся достаточно поздно, но распространившейся очень широко. Некоторые ученые полагают, что они развились из существовавшей группы, возможно их предками были плотоядные тераподы. Растительноядные зауроподы в новой классификации расположились на ветви, соседней с мясоедами герреразавридами. Герреразавриды — это загадочная группа, в происхождении которой много непонятного, некоторые исследователи вообще считают их не совсем динозаврами.

Сравнение традиционной и предлагаемой классификации динозавров. Источник: https://www.sciencenews.org/article/anatomy-analysis-suggests-new-dinosaur-family-tree

Интересно, что новая гипотеза была создана с применением новейших технологий. Ученые изучили анатомию более 70 различных динозавров и их родственников, выделив 457 анатомических особенностей. Наличие, отсутствие и типы особенностей были загружены в компьютерную программу, которая и построила «фамильное дерево» динозавров, объединив те группы рептилий, которые имели общие особенности. По словам ведущего автора статьи Мэтью Берона (Matthew Baron), при виде получившего дерева исследователи «были очень удивлены и осторожны. Это большие изменения, которые идут вразрез со 130 годами раздумий».

Вторая статья, о которой хочется рассказать, также вышла в журнале Nature, но 17 апреля 2017 года. Она принадлежит международной группе ученых из США, Великобритании, Аргентины, ЮАР, Швеции и России.

10 лет назад, изучая экспонаты музея, ведущий автор статьи Стерлинг Несбитт (Sterling Nesbitt) обратил внимание на один неполный скелет, найденный в Танзании еще в 1933 году, который трудно было поместить на свое место в классификации. При жизни рептилия, считавшаяся родственником динозавров, была около 2 метров в длину, ходила на четырех ногах и имела длинные шею и хвост. Было понятно, что экземпляр относится к архозаврам, группе, объединяющей крокодилов, динозавров и современных птиц, но какое именно место он там занимал? Решить эту загадку удалось в ходе экспедиции 2015 года, где были найдены новые кости, в том числе и те, которых недоставало первой находке.

Стерлинг Несбитт и коллега во время расчистки скелета Teleocrater rhadinus (2015г.). Источник: https://www.sciencenews.org/article/early-dinosaur-relative-sported-odd-mix-bird-crocodile-traits

Примерно 250 миллионов лет назад архозавры разделились на две ветви: птицеподобных созданий (в том числе динозавров) и крокодиловых. Из-за малого числа находок в классификации ранних птицеподобных, живших в первые несколько миллионов лет после разделения и задолго до появления динозавров, существует множество пробелов. Рептилия, названная Teleocrater rhadinus, помогла заполнить такой пробел. Она представляет собой странную смесь в основном птицеподобного существа с некоторыми крокодиловыми чертами. Обнаруженная впадина на черепе и строение бедер помещают рептилию на «птичью» ветвь архозавров, но крепление костей лодыжки напоминают крокодильи. Видимо, общий предок птиц и крокодилов имел именно такой тип лодыжки, а птицы позднее развили другие характерные особенности этих костей.

«Мы очень мало знаем о ранней эволюционной истории динозавров и их ближайших родственников, но открытия, подобные Teleocrater, помогают изменить эту картину», говорит Стерлинг Несбитт. Он считает, что многое из того, о чем, по мнению ученых они знали, гораздо сложнее.

Информационная служба ВСЕГЕИ