Земле предрекли инверсию магнитного поля

Профессора Лидского университета, геофизики Йон Маунд (Jon Mound) и Фил Ливермор (Phil Livermore) полагают, что через пару тысяч лет произойдет инверсия магнитного поля Земли. Возможные сценарии этой «переполюсовки» британские ученые описали на страницах The Conversation.

Как известно магнитное поле защищает Землю от опасного космического излучения, отклоняя от планеты губительные высокоэнергетические заряженные частицы. Но это силовое поле не постоянно во времени. За всю историю Земли произошло несколько сотен инверсий магнитного поля, когда северный и южный магнитный полюса менялись местами. В среднем инверсии H- поля происходят раз в миллион лет, однако интервал между разворотами непостоянен.

В процессе смены полярности силовые линии магнитного поля планеты принимают сложную форму, а само поле ослабевает. В этот период его амплитуда может упасть до десяти процентов от первоначальной величины, и одновременно образуются не два полюса, а большее их число, причем часть из них может сдвигаться в сторону экватора. Последний раз полная геомагнитная инверсия, так называемое явление Брюнес-Матуяма (Brunhes-Matuyama), произошла около 780 тысяч лет назад. Кратковременный разворот — событие Лашамп — случилось 41 тысячу лет назад и длилось менее тысячи лет, за которые на примерно 250 лет фактически изменилось направление вектора магнитного поля планеты, пишет Лента.ру.

Магнитное поле Земли в периоды нормальной полярности (иллюстрация: Dr. Gary Glatzmaier/Los Alamos National Laboratory)

Изменения магнитного поля во время инверсии ослабляют защиту планеты от космического излучения и повышают уровень радиации на Земле. Если бы геомагнитная инверсия случилась сегодня, это привело бы к резкому увеличению рисков для работы околоземных спутников, авиации и наземной электрической аппаратуры. Геомагнитные бури, возникающие при резком увеличении солнечной активности, дают ученым возможность оценить угрозы, с которыми может столкнуться планета при резком ослаблении ее магнитного поля. Тем не менее, уровень влияния этих бурь на «электронную инфраструктуру» людей не вполне ясен. Конечно, любой продолжительный интервал времени, проведенный без электричества, отопления, лифтов, кондиционеров, GPS или Интернета будет иметь серьезные экономические последствия, составляющие десятки миллиардов долларов в день.

Прямое воздействие, которое произведет инверсия магнитного поля на живые существа и людей трудно прогнозировать: современный человек за всю историю своего существования не сталкивался с таким событием. Существуют исследования, которые пытаются связать геомагнитные инверсии и вулканическую активность с массовыми вымираниями. Однако, как отмечают Джон Маунд и Фил Ливермор, пока не заметно значительной активизации вулканизма, поэтому, скорее всего, человечеству «в час пик» придется иметь дело исключительно с электромагнитным воздействием.

Исходя из совокупности имеющихся фактов, учёные предполагают, что инверсия может произойти в течение ближайших 2 тысяч лет. Более точные сроки назвать трудно.

Природа магнитного поля планеты является самой большой геофизической проблемой. Достоверно известно, что кроме Меркурия, Земли и четырех газовых гигантов магнитосферой обладает еще и Ганимед — крупнейший спутник Юпитера, но каким образом планета поддерживает собственную магнитосферу, известно крайне мало. В распоряжении ученых пока имеется практически единственная адекватная теория геодинамо. Согласно этой теории в недрах планеты находится металлическое ядро с твердым центром и жидкой оболочкой. За счет распада радиоактивных элементов выделяется тепло, приводящее к формированию конвективных течений проводящей жидкости. Эти течения и генерируют магнитное поле планеты.

Хотя теория геодинамо практически безальтернативна, она вызывает большие затруднения. Согласно классической магнитогидродинамике, динамо-эффект должен затухать, а ядро планеты — остывать и затвердевать. Точного понимания механизмов, благодаря которым Земля поддерживает эффект самогенерации динамо вместе с наблюдаемыми особенностями магнитного поля, прежде всего геомагнитными аномалиями, миграцией и инверсией полюсов, до сих пор не существует.

Недавнее открытие внутри ядра Земли «железной струи», как отмечают Д.Маунд и Ф.Ливермор, свидетельствует о растущих возможностях науки в исследовании динамики процессов, происходящих в недрах планеты. Геофизики полагают, что открытая недавно железная струя (jet-stream) является одним из факторов, создающих магнитное поле Земли. В сочетании с компьютерным моделированием и лабораторными экспериментами это и другие открытия, по мнению специалистов, должны ускорить прогресс в этой области геофизики. Вполне возможно, отмечают Д.Маунд и Ф.Ливермор, что ученые в недалеком будущем смогут все-таки прогнозировать поведение ядра Земли.

Как говорится, подождем‒увидим.