Динозавры: что нового?

Со времени последней публикации накопился новый интересный материал для нашей постоянной рубрики. Сегодня речь пойдет о 2 новых открытиях, сделанных разными учеными.

7 января 2017 года в журнале Current Biology появилась статья группы исследователей из Китая, Франции и США, в которой она рассказывают об удивительных изменениях, происходивших с динозаврами Limusaurus inextricabilis по мере их взросления. Ученые изучили останки 19 особей разного возраста, погибших в яме с жидкой грязью, которые были найдены в китайской провинции Синьцзян. Такая находка позволила им проследить развитие динозавров от младенчества до зрелого возраста и дала возможность прийти к интереснейшим и неожиданным выводам. Оказалось, что скелеты детенышей имели маленькие, но острые зубки, а скелеты взрослых рептилий были беззубыми.

Источник: https://www.sciencedaily.com/releases/2016/12/161222131647.htm

«Это открытие важно по двум причинам», — отмечает один из авторов статьи профессор отделения биологических наук Университета Джорджа Вашингтона Джеймс Кларк (James Clark), — «Во-первых, очень редко встречаются последовательности развития от детеныша до взрослых динозавров. Во-вторых, это необычное драматическое изменение в анатомии предполагает существование серьезного изменения диеты Limusaurus с младенчества до зрелости».
Такое открытие говорит о том, что детеныши были либо хищными, либо всеядными, но по мере взросления динозавры становились растительноядными, проведенный химический анализ состава костей также поддерживает гипотезу о смене диеты с возрастом. Эта неожиданная находка помогает понять, как предки современных птиц потеряли свои зубы, скорее всего, первоначально через изменения, происходившие в процессе развития от детенышей к взрослым особям.
Ранее при исследовании скелета Limusaurus профессор Кларк и его коллеги уже выяснили, что эти динозавры имели уменьшенный первый палец, который мог являться переходным этапом перед полным его исчезновением (как и пятого пальца): у современных птиц на передних конечностях присутствуют второй, третий и четвертый пальцы.
«Для большинства видов динозавров у нас есть всего несколько образцов и очень неполное понимание их биологии развития», — говорит другой автор статьи магистрант Университета Джорджа Вашингтона Джозеф Стиглер (Josef Stiegler), — «Большое количество образцов Limusaurus позволяет нам использовать несколько линий доказательств, в том числе морфологию, микростроение и состав стабильных изотопов ископаемых костей для понимания изменений в развитии и диете этого животного».

Второе исследование, о котором хочется рассказать, также относится к процессу развития особей динозавров. Ученые из США и Канады опубликовали в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences результаты изучения эмбрионов Protoceratops andrewsi и Hypacrosaurus stebingeri. Им удалось сосчитать ежедневные кольца роста в зубах эмбрионов, своеобразные аналоги годовых колец деревьев. Результаты удивили авторов статьи: до сих пор считалось, что длительность насиживания кладки яиц динозавров была сходной с длительностью насиживания современных птиц (примерно 45–80 дней для разных видов). Но для Protoceratops andrewsi период инкубации составил минимум 83 дня, а для Hypacrosaurus stebingeri еще в 2 раза больше: минимум 171 день! По мнению исследователей, это говорит о том, что инкубация, по крайней мере для нелетающих динозавров, была сходна с инкубацией рептилий.

Источник: http://www.pnas.org/content/114/3/540/F3.large.jpg

Ведущий автор статьи, палеобиолог из Университета штата Флорида в Таллахасси Грегори Эриксон (Gregory Erickson) считает, что такой длинный инкубационный период вероятно работал против динозавров. Охрана кладки в течение многих месяцев подвергала родителей риску быть атакованными, а любая экологическая проблема затрудняла восстановление численности вида.

Информационная служба ВСЕГЕИ