Динозавры: что нового?

Динозавры — очень загадочные существа, они всегда интересовали людей. Свежие новости и результаты исследований появляются постоянно, за последние полтора месяца скопилось много сообщений о новых открытиях и находках. Настало время вкратце поговорить о некоторых из них.

Известно, что динозавры были как очень крупными, так и совсем мелкими. За прошедшее время в печати появилось несколько сообщений о находках и крупных, и очень небольших видов.

В самом конце августа 2016 года в журнале Palaeontologia Electronica появилась статья, описывающая новый род динозавров Wiehenvenator gen. nov., найденный на северо-востоке земли Северный Рейн–Вестфалия. Он стал самым крупным хищным видом, обнаруженным на территории Германии: ростом до 10 метров и весом до 2 тонн. Обитал вихенвенатор в келловейском ярусе средней юры. Палеонтологам удалось обнаружить различные кости черепа, а также ребра, остатки задних конечностей и хвоста. На основании находок удалось достаточно точно реконструировать внешний вид этого динозавра. Находка этого рода из семейства мегалозаврид улучшила представления ученых о многообразии семейства, доминировавшего в средней юре, и сменившегося в поздней юре аллозавридами и целурозаврами.

Реконструкция внешнего вида Wiehenvenator gen. nov. с указанием положения найденных костей. Масштабная линейка составляет 1 метр. (Источник: http://palaeo-electronica.org/content/2016/355-654/1557-german-jurassic-megalosaurid-figures#f3 )

Но по планете бродили не только десятиметровые хищники, но и мелкие представители динозавров. 31 августа в журнале Royal Society Open Science появилось сообщение о находке «крошечных» птерозавров, найденных в отложениях кампана–маастрихта Британской Колумбии: размах их крыльев составлял всего 1,5–2 метра. Исследования показали, что кости принадлежат взрослым особям, а значит в верхнемеловом периоде существовали не только гигантские динозавры, останки которых тоже были найдены в этих слоях.
О похожей находке сообщили и палеонтологи Томского государственного университета. Во время своей экспедиции в Красноярский край они обнаружили множество костей хищных и травоядных динозавров, а также кости древних млекопитающих. В отложениях раннего мела исследователи нашли кости особей высотой до 1 метра, но из-за сложности идентификации в полевых условиях ученые пока не могут сказать, нашли ли они место обитания мини-динозавров или место, где крупные динозавры выводили своих детенышей.

Но, оказывается, не менее интересные находки можно сделать не в полевых условиях, а в музеях. 6 октября в журнале Papers in Palaeontology появилась статья Дина Ломакса (Dean Lomax) из Манчестерского университета и Джуди Массар (Judy Massare) из колледжа Брокпорт в Нью-Йорке об открытии двух новых видов ихтиозавров. Обе находки были сделаны 200 лет назад в Сомерсете на юге Англии. Один образец даже выставлялся в Бристольском музее и мимо него проходили тысячи посетителей, другой находился в запасниках Академии естественных наук в Филадельфии. Первый был назван Ichthyosaurus larkini — по имени британского палеонтолога Найджела Ларкина, а второй — Ichthyosaurus somersetensis — в честь графства, в котором был найден. В результате количество известных науке юрских видов ихтиозавров увеличилось сразу в полтора раза, до 6.

Дин Ломакс (в центре) и Джуди Массар (справа) с одним из описанных ихтиозавров. Источник: http://www.bbc.com/news/science-environment-37569244

Еще одна находка нового вида, на этот раз птерозавра была описана в статье, опубликованной 30 августа в научном журнале PeerJ. Коллектив аргентинских, английских и немецких ученых нашел в Патагонии останки птерозавра возрастом около 170 миллионов лет, самые древние из найденных в Аргентине. Хорошо сохранившаяся черепная коробка Allkaruen koi gen. et sp. nov. по мнению исследователей может помочь пролить свет на происхождение высоко развитой нейроанатомии птеродактилоидов, летающих ящеров с коротким хвостом. Дело в том, что этот динозавр сочетает в себе черты как рамфоринхоид (имевших длинный хвост), так и сменивших их птеродактилоидов. Если строением своей черепной коробки и внутреннего уха он ближе к последним, то наличие у него длинного хвоста сближает данный вид с первыми. Ученые считают, что данная находка поможет лучше понять эволюцию способности к полету древних рептилий, а, соответственно, и современных птиц.

Реконструкция внешнего вида Allkaruen koi gen. et sp. nov. Источник: http://blog.everythingdinosaur.co.uk/wp-content/uploads/2016/09/allkaruen_pterosaur.jpg

Самым неожиданным и интересным стало сообщение о реконструкции голоса древних птиц, современников и родственников динозавров. Детали исследования можно прочитать в статье, опубликованной в журнале Nature 12 октября. За неимением возможности привести здесь исследование полностью, остановимся лишь на самом главном. Впервые ученым удалось найти следы звукового аппарата (сиринкса) уткоподобной птицы Vegavis iaai, жившей примерно 67 миллионов лет назад. Размер сиринкса был всего с половину горошины, но его удалось изучить с помощью компьютерной томографии. Результаты показали сходство со звуковым аппаратом современных уток, гусей и лебедей. Именно это, а также изучение строения скелета позволили исследователям из США прийти к выводу, что в позднемеловое время в воздухе были слышны пронзительные птичьи крики, вроде тех, которые сегодня издают гуси и утки. По мнению ученых, похожие звуки могли издавать и летающие динозавры. Надо отметить, что голосовой аппарат нелетающих динозавров пока обнаружен не был, может быть просто не сохранился, а может быть и не существовал. В таком случае, эти динозавры могли издавать звуки, похожие на глухой рев крокодила.

Центр перспективного развития ВСЕГЕИ