Динозавры: что нового?

Динозавры — очень загадочные существа, они всегда интересовали людей. Вокруг них всегда было много загадок и вопросов: когда они появились, как они жили, чем питались, как росли, были ли они однотонными или окрашенными, теплокровными или холоднокровными, и наконец, самый интригующий вопрос: почему они вымерли? Свежие новости и результаты исследований появляются постоянно, поэтому имеет смысл продолжить рубрику «Динозавры: что нового?» и рассказать об новой гипотезе, описывающей причины вымирания этих рептилий.

66 миллионов лет назад на границе мелового и палеогенового периодов произошло массовое вымирание, уничтожившее больше 75% всех существовавших видов, в том числе птиц, млекопитающих, змей, ящериц, растений, насекомых и, конечно, динозавров. Оно было глобальным, затронувшим все материки и океаны, и быстрым, смывшим почти все живое практически в одночасье. Случилось все это одновременно с падением гигантского астероида, поэтому мало кто сомневается, что первое событие стало следствием второго. Вопрос только в том, каким именно образом этот сильнейший удар, в результате которого возник огромный кратер Чиксулуб в районе полуострова Юкатан, вызвал такие катастрофические события. Существуют разные гипотезы развития ситуации. Причиной вымирания могли стать облака пыли, поднявшиеся после удара и закрывшие Землю от солнечных лучей, или кислотные дожди, пролившиеся на планету, или падение огромного количества раскаленных обломков, или газы, проникшие в атмосферу в результате сильнейшего траппового извержения, вызванного, кстати, вероятно тем же ударом астероида. Точно ответа на этот вопрос пока нет, исследователи постоянно выдвигают новые гипотезы и опровергают старые. Сегодня речь пойдет о гипотезе, выдвинутой японскими учеными из Университета Тохоку и Метеорологического исследовательского института в Цукубе и опубликованной в середине июля в журнале Scientific Reports.

Известно, что границу мела и палеогена маркирует повсеместно распространенный маломощный слой глины с повышенным содержанием иридия, редкого элемента, присутствующего преимущественно в метеоритах. Интересно, что в верхах этого глинистого слоя многие ученые отмечали примеси сажи. Впервые этот слой был описан в 1979 году Луисом Альваресом (Luis Alvarez), который рассчитал, что для его образования на Землю должен был упасть астероид размером не менее 10 км в поперечнике. Его предположение подтвердилось, когда в 1990 году в поисках нефти геологи картировали район Мексиканского залива и открыли кратер Чиксулуб.

Японские ученые заинтересовались сажей, найденной в пограничном слое. Считалось, что она появилась в результате разрушительной силы пожаров, вызванных падением астероида. Но детальный химический анализ показал, что образоваться сажа могла только при сгорании сырой нефти, а не растительной органики. И тогда все становится на свои места: падение гигантского тела высвободило и подожгло нефть, которой так богат этот район. Если при памятной аварии на нефтяной платформе в Мексиканском заливе из пласта вытекло 4,9 миллиона баррелей нефти, то сколько ее проникло на поверхность через кратер диаметром 180 км? В результате этого страшнейшего пожара в стратосферу поднялись огромные облака черной сажи. По расчетам японских ученых общая масса сгоревших углеводородов могла составлять от 1,8 до 60 миллиардов тонн. Достаточно ли этого чтобы вызвать серьезные климатические изменения?

Для ответа на этот вопрос исследователи создали компьютерную модель изменения климата в подобной ситуации. Модель показала, что поднявшаяся в стратосферу сажа могла эффективно блокировать солнечный свет. В зависимости от количества сажи, ослабление солнечного света могло достигать от 50 до 90%, а глобальные температуры понизиться на 6–18°C, причем на полюсах сильнее, чем у экватора. Снижение температур, в свою очередь, привело к уменьшению количества осадков, а, следовательно, к засухам.

Сажистые облака могли оставаться в воздухе годами, и, хотя, темнота и холод были особенно сильны лишь в первые годы, могло потребоваться десятилетие для восстановления нормального уровня освещенности, и еще больше для того, чтобы климат вернулся к норме. Исходя из этой модели, ученые предполагают, что большая часть динозавров вымерла меньше чем за 10 лет.

Пока рано говорить, что исследователям удалось разгадать загадку вымирания динозавров, для этого необходимо еще и еще раз проверить, и подтвердить (или опровергнуть) данные, повторить анализы и проследить всю цепочку рассуждений. Но, по крайней мере, эта гипотеза объясняет почему падение других гигантских астероидов не вызвало таких глобальных вымираний. Возможно, это было лишь трагическое совпадение места и времени: огромный раскаленный шар и не менее огромное нефтяное поле в месте его падения.

Центр перспективного развития ВСЕГЕИ