Как пережить массовое вымирание?

Учитывая то, что по мнению некоторых ученых мы как раз и живем во время одного из них, вопрос не праздный. Поэтому, наверное, не стоит удивляться интересу исследователей к этой проблеме. В геологической истории Земли триасовый период ограничен двумя такими катастрофами, он начался с «великого» пермо-триасового вымирания, когда исчезло около 95% видов, и закончился собственно триасовым, уничтожившим около половины живших в то время видов. В начале апреля в научных журналах издательской компании Nature Publishing Group появились 2 статьи, посвященные этим событиям.

Первая из них, вышедшая 5 апреля 2016 года в журнале Scientific Reports, рассказывает о «стратегии», примененной терапсидами для сохранения отряда после пермо-триасового вымирания. Для того чтобы понять, как удалось терапсидам пережить эту катастрофу и что помогло им миллионы лет после ней удерживать доминирующее положение в экосистемах всего мира, ученые изучили ископаемые ткани костей 34 таксонов (103 образца; 177 костей конечностей и 3 ребра), найденных в бассейне Кару, ЮАР. Особое внимание было уделено роду Lystrosaurus, чьи останки составляют до 70-90% всех находок костей позвоночных в раннетриасовых толщах бассейна Кару. В результате, исследователи пришли к интересным выводам: пережить вымирание листозаврам помогли размножение в более раннем возрасте и снижение размеров тела.

«До пермо-триасового вымирания, у знаменитых терапсидов Lystrosaurus продолжительность жизни составляла 13 или 14 лет, что подтверждается летописью роста, сохранившейся в их костях», — рассказывает Кен Ангельчик (Ken Angielczyk), палеонтолог из Музей естественной истории им. Филда (Чикаго) и один из авторов статьи, — «Тем не менее, практически все образцы Lystrosaurus, которые мы находим после вымирания возрастом всего лишь 2-3 года. Это подразумевает, что они должны были размножаться, будучи достаточно молодыми».

Кроме того, листозавры заметно уменьшили свои размеры: если до вымирания они достигали нескольких метров в длину и весили сотни килограммов, то после это события их тела были уже размером с большую собаку. Правда ученые отмечают, что это могло быть связано с тем, что животные просто перестали доживать до прежнего возраста, во всяком случае точного решения этого вопроса пока нет.

«Если учесть, что мир переживает сейчас шестое массовое вымирание, палеонтологические исследования помогают нам понять сегодняшний мир вокруг нас», — заключает Кен Ангельчик, — «Изучая то, как животные типа Lystrosaurus адаптировались перед лицом катастрофы, мы можем лучше прогнозировать как вырисовывающиеся экологические изменения могут повлиять на современные виды».

Авторы второй статьи, вышедшей 6 апреля 2016 года в журнале Nature Communications изучали содержание ртути в отложениях триаса-юры каньона Мюллера (Невада, США) и сроки восстановления экосистем после триасового вымирания. Считается, что это катастрофическое событие было связано с извержением Центрально-Атлантической магматической провинции, приведшим к расколу Пангеи и образованию Атлантического океана. Помимо эмиссии углекислого газа, в атмосферу, а затем на сушу и в море было выброшено большое количество вулканической ртути. Согласно полученным данным снижение уровня заражения ртутью началось только через 700 тысяч лет после начало извержения, при этом пик массового вымирания совпадает с пиком содержаний ртути в породах суши и океанов.

Фрэнк Корсетти (Frank A. Corsetti), профессор факультета естественных наук Университета Южной Каролины (Лос-Анжелес, США) отмечает: «Триасово-юрское вымирание особенно актуально, поскольку оно было избирательным. Оно преимущественно затронуло коралловые рифы и животных, наиболее похожих на распространенные в сегодняшних океанах. Более ранее и более суровое событие, пермское вымирание — иногда называемое «матерью всех вымираний» — было еще больше, но затронутые доминирующие организмы отличались от распространенных сегодня».

В то время как ее коллеги изучали распространение ртути в отложениях различного типа и возраста, Кетлин Риттербуш (Kathleen Ritterbush) адъюнкт-профессор факультета геологии и геофизики Университета Юты (Солт-Лейк-Сити, США) пыталась понять сколько времени потребовалось на восстановление морской экосистемы. Она обнаружила, что это начало происходить только после полного окончания обширных вулканических извержений. И хотя аммониты быстро увеличили свое разнообразие, экология морского дна восстанавливалась очень медленно. Губки покрывали ковром прибрежные склоны еще в течение примерно 2 миллионов лет, пока моллюски и кораллы не воссоздали экосистему в том виде, в котором она существовала до катастрофы.

И в том, и в другом случае, авторы статей подчеркивают практическое значение своих исследований для нашей сегодняшней жизни, они надеются понять механизмы и причины массовых вымираний и создать прогнозы для будущего нашей планеты и для всех ее обитателей. Хотелось бы надеяться, что человек не станет виновником шестого катастрофического вымирания видов на Земле.

Центр перспективного развития ВСЕГЕИ