Таянию льдов Гренландии способствует Исландский плюм

В 2001 году радарные съемки показали, что подо льдами центральной части севера Гренландии существуют огромные озера и текут реки талой воды. И это там, где плюсовых температур не бывает никогда! По этой водяной подушке, как по смазке, льды центральной Гренландии скользят к ее окраинам, где и обламываются гигантскими айсбергами. Откуда же взялась эта вода? Теоретические расчеты говорили, что теплового потока под островом недостаточно для такого явления. Решение нашла международная группа ученых под руководством сотрудников Института физики Земли имени Шмидта Ирины Рогожиной и Алексея Петрунина, которые в настоящий момент работают в Германском центре наук о Земле (GFZ) в Потсдаме.

Давным-давно, 80–35 миллионов лет назад Гренландия прошла над горячей точкой, той, что сейчас находится под Исландией. Именно он и оставил свой след, протянувшийся с запада на восток на севере острова. Подтверждают это и вулканические породы, найденные в восточной и западной частях Гренландии.

«Гренландия представляла собой прочную плиту континентального типа с толщиной литосферы около 200 км, которая изолировала верхние части коры от тепла из мантийных глубин. Под воздействием Исландского плюма появился участок (1200 км длиной и 400 км шириной), где толщина литосферы составила менее 100 км. В этой части образовался аномальный тепловой поток, существование которого подтверждается другими данными и объясняет наблюдаемое таяние и движение льдов», — объясняет заведующий лабораторией сейсмической томографии ИНГГ СО РАН, заведующий лабораторией сейсмических изображений НГУ, доктор геолого-минералогических наук Иван Юрьевич Кулаков в интервью пресс-службе НГУ.

След Исландского плюма, оставленный в литосфере Гренландии.
Источник: http://www.nsu.ru/rs/mw/link/Image:300px-/46209/Figure2_hr.png

Ирина Рогожина и Алексей Петрунин, создали математическую модель, описывающую, каким образом аномальное термическое состояние глубокой мантии под Гренландией приводит к плавлению льда на поверхности. Причем сделали они это на основе сейсмической модели мантии под Гренландией, предложенной геофизиками из Новосибирского государственного университета и Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН. Она показала, что под центральной частью острова на глубине от 100 до 200 км существует зона с аномально низкими сейсмическими скоростями.

«Нашу сейсмическую модель переложили «на язык температуры». Та самая аномальная зона совпала с результатами радарной съемки и бурения, с вариациями гравитационного и магнитного полей, с имеющимися оценками значения теплового потока и других исследований, — всё совпало и оказалось на своем месте. Ирина Рогожина и Алексей Петрунин провели численное моделирование и рассчитали теоретический тепловой поток, который может иметь место при такой структуре литосферы. Они выясняли, хватит ли его, чтобы нагреть подошву ледника до температуры плавления льда? Оказалось, что хватит», — рассказывает Иван Кулаков.

Подобные предположения высказывались и ранее, однако точное место прохождения плюма обнаружить не удавалось.

«Эта работа представила геофизические доказательства, что Исландский плюм оставил след в литосфере острова. Таким образом, на уменьшения массы ледников Гренландии влияют не только быстрые вариации климата на Земле, но и отголоски крупномасштабных событий в глубинной мантии, происходившие десятки миллионов лет назад. Их воздействие также должно учитываться при оценке баланса прироста и потери льда», — говорит Иван Кулаков.

Авторами статьи, опубликованной в журнале Nature Geoscience в начале апреля стали ученые из 7 стран мира, помимо российских и германских ученых в работе приняли участие исследователи из Великобритании, Ирландии, Норвегии, США и Нидерландов.

Центр перспективного развития ВСЕГЕИ