Опубликована новая теория образования угля

Ученые из Школы естественных, энергетических и экологических наук Стэнфордского университета (США) предложили новую теорию образования угольных залежей. Они считают, что в образовании угля «виновата» Пангея.

Согласно общепринятой теории «эволюционного запаздывания», предложенной в 1990-ые годы, угольные залежи образовались во временном промежутке длительностью около 60 миллионов лет между появлением первых лесов и микроорганизмов, способных перерабатывать древесину. Ключевым моментом теории является то, что в момент зарождения лесов микробы и грибы, способные расщеплять лигнин, еще не существовали. Они появились только спустя миллионы лет. Статья, опубликованная в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences в конце января 2016 года, оспаривает эту точку зрения.

«Большая часть научного сообщества была реально очарована этим простым непосредственным объяснением», — говорит геобиолог Кевин Бойс (Kevin Boyce), адъюнкт-профессор геологических наук Стэнфордской Школы естественных, энергетических и экологических наук, — «Поэтому она не только отказывается умирать, но и стала общепринятой точкой зрения».

Ученые исследовали древние богатые органикой отложения из Северной Америки и выяснили, что не все растения каменноугольного периода содержали высокие концентрации лигнина, клеточного полимера, помогающего ткани растений поддерживать свою упругость. Они также выяснили, что рост содержания лигнина в ископаемых растениях не оказывал очевидного влияния на образование углей. На самом деле, во многих каменноугольных угольных слоях преобладали остатки плауновидных растений, древней группы, представители которой в основном содержали мало лигнина.

«Центральное место в модели «эволюционного запаздывания» занимает допущение что лигнин является преобладающим биохимическим составляющим угля», — дополняет коллегу Мэтью Нельсон (Matthew Nelson), исследователь из той же лаборатории и ведущий автор статьи, — «Тем не менее, большая часть растительного вещества, пошедшего на образование этих углей содержала небольшое количество лигнина. … Наш анализ показывает, что объяснение образования древних углей «эволюционным запаздыванием» не согласуется с геохимическими, седиментологическими, палеонтологическими и биологическими данными».

Кевин Бойс (слева) и Мэтью Нельсон (справа) с образцами окаменелых каменноугольных деревьев.
Источник: https://earth.stanford.edu/news/stanford-scientists-discover-how-pangea-helped-make-coal

Как же тогда возникли угольные пласты? Исследователи считают, что им помогло образование суперконтинента Пангея. Собрав и проанализировав большое количество данных из различных областей науки, они пришли к выводу, именно в ходе объединения Пангеи возникли условия для накопления огромных количеств органических остатков в теплых влажных экваториальных заболоченных районах. Но помимо соответствующей окружающей среды необходимо место для длительного отложения, в котором материал не подвергался бы эрозии. И такие места тоже нашлись. Ученые полагают, что такими местами оказались предгорные прогибы, образовавшиеся в результате коллизии тектонических плит вдоль новообразованных горных хребтов. Неспешный темп, с которым образовывались бассейны, означал что времени для накопления органического вещества было предостаточно, а с ростом гор бассейны углублялись и могли вместить еще больше растительных остатков.

«При наличии достаточного времени это растительное вещество было постепенно преобразовано в уголь, который привел в действие промышленную революцию и помог перейти к современной эпохе. Уголь, как мертвое вещество растительного происхождения, явно основан на краткосрочных биологических процессах. И тем не менее, в качестве важной части долгосрочного углеродного цикла, накопление угля в основном продиктовано геологическими процессами, работающими во временном масштабе многих миллионов лет, полностью независимыми от биологии», — заключает Кевин Бойс.

Центр перспективного развития ВСЕГЕИ