Динозавры: что нового?

Динозавры — очень загадочные существа, они всегда интересовали людей. Вокруг них всегда было много загадок и вопросов: когда они появились, как они жили, чем питались, как росли, были ли они однотонными или окрашенными, теплокровными или холоднокровными, и наконец, самый интригующий вопрос: почему они вымерли? Свежие новости и результаты новых исследований появляются постоянно, поэтому, кажется, назрела необходимость завести новую рубрику. Сегодня мы расскажем о двух новых публикациях в научных журналах, касающихся динозавров.

Ученые из Аргентины, США и Бразилии опубликовали в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences статью с новыми данными о времени первого появления динозавров на Земле. Во время исследования находок, сделанных в Аргентинской свите Чаньярес, методом химической абразии и термоионизационной масс-спектрометрии (CA-TIMS), они установили, что данные U-Pb датировки цирконов из туфов дают раннекарнийский возраст (поздний триас, 234–236 млн. лет), что на 5–10 миллионов лет раньше, чем считалось ранее. В совокупности с другими геохронологическими данными из этого же бассейна это дало возможность ограничить скорость возникновения динозавров всего пятью миллионами лет.

«Свита Чаньярес содержит туфы или вулканический пепел, которые могут быть датированы с огромной точностью», — говорит доктор Клаудиа Марсикано (Claudia Marsicano) из Университета Буэнос-Айреса, один из авторов статьи. «Поэтому, в этом бассейне находятся не только множество высококачественных ископаемых останков, позволяющих нам легко определять таксоны, но и туфы между ними, позволяющие нам датировать весь разрез».

Общий вид выходов свиты Чаньярес, Аргентина. Источник: http://www.pnas.org/content/suppl/2015/12/06/1512541112.DCSupplemental/pnas.1512541112.sapp.pdf

Результаты исследований показывают, что временной разрыв между появлением ранних предков динозавров и зарождением динозавров был гораздо меньше, чем считалось раньше. И что интересно, развитие динозавров проходило в той же обстановке влажных лиственных лесов, в которой обитали их предки. Ранее же считалось, что появление динозавров было вызвано изменением среды обитания. Других последствием полученных учеными данных может стать необходимость пересмотра датировок среднетриасовых отложений во всем мире.

Вторая статья принадлежит Шотландским исследователям и опубликована в журнале Scottish Journal of Geology. В ней рассказывается о находке следов среднеюрских зауроподов на острове Скай у северо-западного побережья Шотландии. Они были обнаружены в свите Данталм (батский ярус) и представляют собой многочисленные тропинки, проложенные динозаврами, отлично сохранившиеся в различных стратиграфических слоях вдоль плоскостей напластования. Обнажение является самым крупным из известных, местом, сохранившим не перемещенные следы динозавров в Шотландии, как по количеству отпечатков, так и по площади. Оно дает новые важные знания о размерах тела, окружающей обстановке и способе перемещения зауропод средней юры. Самым интересным является то, что обнажение Данталм иллюстрирует образ жизни многих поколений динозавров в лагунной обстановке юрской Шотландии, обстановке, из которой останки динозавров практически не известны.

Проанализировав структуру отпечатков (размер некоторых доходит до 70 см), исследователи пришли к выводу, что они принадлежат ранним отдаленным родственникам таких известных видов как бронтозавр и диплодок. Динозавры острова Скай могли иметь рост до 15 метров и вес более 10 тонн.

Следы динозавров острова Скай. Источник: http://sjg.lyellcollection.org/content/early/2015/11/18/sjg2015-005.full.pdf

Руководитель исследования доктор Стив Брасетт (Steve Brusatte) из Университета Эдинбурга так описал находку: «Новое место со следами с острова Скай — это одно из самых замечательных открытий касающихся динозавров, из когда-либо сделанных в Шотландии. Здесь так много следов, пересекающих друг друга, что это выглядит как дискотека динозавров, сохранившаяся в камне. Идя по следам, вы можете гулять с этими динозаврами, увязавшими в лагунном иле 170 миллионов лет назад, когда Шотландия была намного теплее, чем сегодня».

Ученые отмечают, что они публикуют предварительные результаты, так как исследование и детальное картирование места находки продолжается. Поэтому полное описание и выводы будут представлены позже.

Центр перспективного развития ВСЕГЕИ