Геоновости со всего света. Природный металлический уран впервые обнаружен в Китае

9 октября с.г. в «Жэньминь жибао» онлайн можно было прочитать следующее интригующее сообщение: «В одном из недавних выпусков научного издания по геологии на английском языке «Acta Geologica Sinica» была опубликована статья, в которой сообщается, что китайские ученые впервые обнаружили металлический уран в природе. Это открытие имеет очень большое значение для изучения происхождения источников урана и формирования Земли. Уран – важный материал ядерной энергетики. На протяжении долгого времени люди полагали, что металлический уран не встречается в природе. Новейшие исследования опровергли это представление. Образцы для исследования были получены из двух урановых месторождений на севере провинции Гуандун».

Не имея возможности ознакомиться с искомой публикацией в «Acta Geologica Sinica», мы смогли лишь найти краткое ее содержание в заметке «Natural metallic uranium discovered in northern Guangdong», опубликованной 15.10.2015г. в «China.org.cn». Наш перевод этой публикации приводится ниже.

Кусочек руды, содержащей металлический уран, фото главного научного сотрудника Li Ziying

Исследовательская группа геологов недавно обнаружила наличие природного металлического урана в месторождении Северной провинции Гуандун, опровергая тем самым убежденность в том, что уран может существовать в природе только в виде соединения с другими химическими элементами и поэтому, естественно, требует для своего использования извлечения и обогащения.

Ученые из пекинского Исследовательского Института Геологии Урана Китайской Национальной Ядерной Корпорации (Research Institute of Uranium Geology at China National Nuclear Corporation) в месторождении Северной провинции Гуандун нашли руду, содержащую металлический уран, и опубликовали полученные данные на английском языке в последнем номере «Acta Geologica Sinica» – китайского академического научного издания по геологии.

Главный научный сотрудник Li Ziying сказал, что его исследовательская группа анализировала природный настуран, темно окрашенную разновидность уранинита, в гидротермальных урановых месторождениях, обычных для Южного Китая.

Производя сравнительный анализ образцов извлеченного в лабораторных условиях металлического урана и химически восстановленного (редокс) урана, они установили существование «нуль валентного» металлического урана в природном материале. Они, таким образом, подтвердили гипотезу о существовании природного U, ранее высказанную группой имени Huang Zhizhang еще начале 2011 года.

Уран является важным источником сырья для ядерной энергетики. Он не стабилен и имеет высокую реакционную способность. Вот почему элемент в природной среде существует главным образом в виде комплексов.

Крупный специалист в области урановой геологии достопочтимый Хуан Zhizhang пояснял в свое время, что все началось с исследований, выполняемых его группой в рамках признанной международной теории, согласно которой «четырехвалентный уран в его соединениях вблизи поверхности земли является результатом редукции от шестивалентного состояния, в котором он транспортировался рудоносными гидротермальными растворами из больших глубин, близких к ядру Земли».

Однако его команда постепенно пришла к убеждению, что уран в шестивалентном состоянии едва ли присутствует на таких больших глубинах, т.к. там мало кислорода. Поэтому на больших глубинах уран должен существовать в форме U0, т.е. в виде металла. Наличие природного металлического урана все-таки не означает возможности его непосредственного применения в крупных промышленных масштабах, поскольку для превращения урана в ядерное топливо, по-прежнему, требуется экстракция и обогащение изотопа U-235 в руде.

Таким образом, природный металлический уран в настоящее время не может заменить его синтетический аналог. Тем не менее, важность работы заключается в том, что получены доказательства особого механизма гидротермальной минерализации урана и трансформации его валентных форм.

Как сообщается в другой свежей статье, опубликованной в www.chinadaily.com, Harikrishnan Tulsidas, специалист по ядерной технологии из Международного Агентства по Атомной Энергии заявил в послании по электронной почте, что он считает открытие важным, и что оно дает «пищу для размышлений» относительно месторождений урана.

Центр перспективного развития ВСЕГЕИ