Наша Земля минералогически уникальна?

Ученые из Научного института Карнеги провели интереснейшее исследование и пришли к выводу, что наша планета минералогически уникальна во Вселенной. Кроме того, они предсказывают, что на сегодня не открыто еще более 1 500 минералов.

Минералы — это комбинации элементов, возникающие как в результате геологических процессов, таких как извержение вулканов, тектоника плит и взаимодействие вода–горная порода, так и биологического воздействия, например, химические реакции с кислородом и органическим материалом. Образование более 2/3 всех существующих минералов может быть связано с биологической активностью, причем, большая часть их обязана своим существованием возникновению бактериального фотосинтеза, существенно повысившему содержание кислорода в атмосфере около 2,4 миллиарда лет назад.

Для того, чтобы лучше изучить минеральную эволюцию и географическое распространение минералов на Земле группа ученых под руководством Роберта Хазена (Robert Hasen) исследовала статистические модели экосистем и провела обширный анализ минералогических баз данных. В результате они выяснили, что минеральные «виды» (представляющие собой уникальную комбинацию химического состава и кристаллического строения) распространены крайне неравномерно. Так, примерно 22% видов встречаются только в 1 месте нашей планеты, в то время как вероятность того, что минерал будет найден в 10 или меньше местах составляет уже 65%. Большая часть минеральных видов достаточно редки, они обнаруживаются в 5 или меньше местах.

Чароит, уникальный минерал, встречающийся только в России в северо-западной части Алданского щита (источник: http://encyclopedia-stones.ru/68-charoit.html)

«Минералы следуют тому типу частоты встречаемости, что и слова в книге. Например, чаще всего в книге используются экстремально общие слова, такие как союзы и предлоги. Редкие слова определяют многообразие словаря книги. То же справедливо и для минералов на Земле. Редкие минералы определяют минералогическое многообразие нашей планеты», объясняет Роберт Хазен.
Статистический анализ распределения и многообразия минералов говорит о том, что тысячи минералов либо до сих пор не открыты, либо возникли в определенные моменты истории Земли и были уничтожены эрозией, перекрытием последующими толщами или погружением обратно в мантию. На открытие минералов влияют и такие физические свойства как цвет (белые минералы заметить сложнее), качество кристаллизации, растворимость в воде и стабильность около поверхности планеты. Ученые пошли дальше и проанализировали возможность возникновения земных минералов где-либо еще. И тут они пришли к неожиданным выводам: если суметь повернуть стрелки часов назад и «переиграть» историю Земли заново, многие минералы не возникли бы вообще или возникли бы совсем в другом виде.
«Это означает, что несмотря на физические, химические и биологические факторы, контролирующие большую часть минерального многообразия нашей планеты, земная минералогия уникальна для космоса», говорит Хазен.

Центр перспективного развития ВСЕГЕИ