Герман Лейченков: Антарктида приоткрывает свои тайны

Интересная заметка о новых достижениях российских геологов в изучении Антарктиды появилась недавно на www.strf.ru. Приводим текст этой любопытной заметки полностью.

Антарктический сезон – 2015 принес российским учёным надежды на получение уникальных результатов о геологии «шестого континента». Впервые были получены обрезки ледовых кернов с крупными минеральными включениями, которые, возможно, приоткроют тайны, скрываемые под четырёхкилометровой толщей вечной мерзлоты. О самых «холодных» расчётах и прогнозах в интервью журналисту STRF.ru рассказал заведующий отделом геологии и минеральных ресурсов Антарктики Всероссийского научно-исследовательского института геологии и минеральных ресурсов Мирового Океана имени академика И.С. Грамберга Герман Лейченков.

Герман Лейченков в горах принца Чарльза во время одной из антарктических экспедиций

Герман Леонидович, можно ли считать успешным с «точки зрения геологии» Антарктическое лето 2015 года?

– Считаю, что сезон прошёл достаточно успешно. В этом году всё складывалось непросто, потому что геологические исследования проводились в очень труднодоступной области – в южной части гор Принс-Чарльз, а это примерно 1000 км от побережья. Последний раз в этом районе наши геологи работали более 30 лет назад, и вот, наконец, получены новые результаты, которые мы только начинаем обрабатывать.

Что Вы подразумеваете под новыми результатами?

– Выполнено так называемое геологическое картирование, построены геологические разрезы и выявлены новые геологические объекты, в том числе в керне обнаружены осадочные породы с возрастом более 3 млрд лет, а также магматические породы. Нам предстоит изучить все собранные данные и по ним восстановить геодинамическую обстановку, возможно, даже обнаружить её связь с палеоклиматом. Помимо этого были проведены гляциологические работы на станции Восток. Там было повторное вскрытие озера Восток, и для нас, геологов, были собраны образцы керна льда с довольно крупными, в 7–8 мм, минеральными включениями. Мы их собираемся изучать совместно с Институтом геологии и минералогии СО РАН, СПбГУ и Всероссийским научно-исследовательским геологическим институтом имени А.П. Карпинского, надеемся получить новые уникальные результаты. Потому, что до сих пор было собрано очень мало образцов с минеральными включениями, и по сути на сегодня это единственная информация о геологическом строении центральной Антарктики.

В прошлом году Ваши коллеги, работавшие на озере Восток, уже привозили пробы керна с включениями осадочных пород. Удалось ли получить какие-то новые данные по этим образцам?

– Действительно, в прошлом году микробиологи передали нам довольно крупный обломок, размером примерно 8 мм, который мы потом изучали со всех сторон. Это оказался песчаник, точнее, алевролит, порода мелкой фракции. Сейчас мы дополнительно исследуем этот шлиф. Пока однозначных результатов нет. Но можем точно сказать, что эти породы были снесены с западного побережья озера Восток.
На основании этих данных, а также данных геофизических исследований, которые выполняла полярная экспедиция, можем утверждать, что западное побережье озера Восток сложено достаточно древними, с возрастом примерно 500 млн лет осадочными породами.
Это первый уникальный результат. Опираясь на него, впервые можно хоть что-то сказать о строении центральной Антарктики, которая закрыта 4-х километровой толщей льда.

Можно ли будет использовать полученные вами данные для моделирования климата в Антарктиде?

– Можно, но косвенно. Если мы будем знать, чем сложена подледная среда Антарктики, – допустим, осадочными породами, кристаллическими породами гранитного состава, – сможем рассчитать и динамику ледника. Понимание, из чего сложено коренное ложе, находящееся подо льдом, может дать более точные представления о том, как движется ледник сейчас, и как он двигался раньше.

Насколько продвинулись современные представления о геологическом строении центральной Антарктиды?

– Недавно мы издали тектоническую карту Антарктики, которую представляли в Париже геологической комиссии ЮНЕСКО. Эта карта представляет результаты, дающие понимание того, как развивалась земная кора, литосфера Антарктиды на протяжении 4 млрд лет. Несколько человек от нашего института собираются ехать на очередной симпозиум по геологическим наукам Антарктики, который проходит раз в четыре года. Там будем докладывать наши новые результаты, а их много не только по Антарктиде, но и в том числе по окраинным морям, и они предполагают некоторый выход на палеоклимат. Всё же в Южном океане накопление осадков напрямую зависело от динамики ледового покрова в прошлом, а эта динамика в свою очередь зависела от климата прошлого. Представляя, как менялся климат в прошлом, мы можем в какой-то степени прогнозировать и будущие его изменения.

Какие это могут быть прогнозы?

– Климат, действительно, становится теплее. Уровень мирового океана ежегодно поднимается на 3 мм, что частично связывают и с таянием западной Антарктиды. Антарктида, как вы знаете, делится на Восточную и Западную. Если Восточный покров находится в более-менее стабильном состоянии – выпадение осадков и таяние ледников находятся примерно в равновесии, то в Западной Антарктиде – это та часть, которая смотрит на Тихий океан, – происходит уменьшение объёма ледника, оно реально зафиксировано, и оно вносит вклад в повышение уровня мирового океана. Нельзя сказать, что это большой вклад, потому что большая его часть связана с термальным расширением, но свою лепту в 10–15% он вносит.

Каковы ваши цели на следующий антарктический сезон?

– К сожалению, в следующем сезоне мы будем ограничены в средствах по части организации работ. Сезонные работы будут сокращены, но, тем не менее, в Антарктиду идут два судна, правда, с сокращенной научной программой, – «Академик Фёдоров» и «Академик Трёшников». Геологические и геофизические работы предполагается проводить в восточной части моря Уэдделла, то есть в самой южной части Атлантики, биологические работы будут проходить недалеко от нашей станции «Прогресс». Далеко углубиться в Антарктиду не сможем. Сезонные работы на станции Восток вообще, к сожалению, отменены. Но, насколько известно, предполагается возобновление ФЦП «Мировой океан», в которой раньше была подпрограмма «Исследование Арктики и Антарктики». Если так и произойдёт, то фундаментальные исследования в нашей области получат существенную помощь.

Источник(и): http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=222&d_no=98328