Индийские тайны

Примерно 120 миллионов лет назад Индия отделилась от суперконтинента Гондвана и со скоростью около 5 сантиметров в год начала свое движение на север к Евразии. Ее путешествие с неизменной скоростью продолжалось уже 40 миллионов лет, когда совершенно неожиданно Индия вдруг ускорилась в 3 раза. Чем это закончилось известно: она столкнулась с Евразией, дав начало Гималаям. Но весь этот длительный процесс таит в себе загадки. Например, такие, когда именно Индия столкнулась с собственно Евразией, и почему она так неожиданно ускорилась 80 миллионов лет назад?

Источник: http://www.nkj.ru/news/26347/

Еще в 2013 году ученые из Массачусетского технологического института выдвинули теорию о том, что первоначально, 50 миллионов лет назад, Индия столкнулась с цепью островов у берегов Евразии (сейчас эти острова превратились в Кохистан-Ладахскую вулкано-плутоническую дугу) и только через 10 миллионов лет, смяв их, с собственно Евразией. Свою теорию ученые подтвердили изотопными исследованиями (Sm/Nd и Lu/Hf) более чем 3 000 цирконов, отобранных вдоль северной и южной границы региона Кохистан-Ладах. Породы возрастом больше 50 миллионов лет обнаружили одинаковые соотношения изотопов. Однако породы вдоль южной границы дуги моложе 50 миллионов лет выявили наличие тектонического события, показав смену изотопных соотношений. Аналогичным образом проявили себя породы моложе 40 миллионов лет вдоль северной границы региона. Ученые сочли это признаком двух тектонических событий, произошедших с интервалом в 10 миллионов лет. Оливер Ягутц (Oliver Jagoutz), сотрудник Отделения наук о Земле, атмосфере и планетах, говорит об этом так: «Индия на всех парах подлетела к Азии и бум, они столкнулись. Но на самом деле, мы не думаем, что было только одно столкновение…»

Ученые продолжили свои исследования и занялись проблемой резкого ускорения Индии 80 миллионов лет назад. Этим вопросом занимались и другие исследователи. Так в 2011 году выдвигалась теория мантийного плюма, захваченного движущимся микроконтинентом. Но дальнейшее моделирование показало, что вулканическая активность продолжалась не более 5 миллионов лет, чего явно недостаточно для поддержания высокого скорости на протяжении 30 миллионов лет. Тогда группа ученых из Массачусетского технологического института, в которую входил и Оливер Ягутц, предложила другой вариант. По их мнению, в океане Тетис существовали две океанические плиты, северная и южная. Северная плита была огромной, ее ширина могла составлять до 1/3 окружности Земли. Южная же в результате столкновения с Африкой, произошедшего 80 миллионов лет назад (как раз в момент резкого ускорения Индии), раскололась и от нее остался кусок в 3 000 километров. Новая модель подразумевает наличие двойной субдукции с участие и северной, и южной плит. Исследователи рассчитали, что относительно узкая и дальше расположенная плита может выдавить больше материала, что и приводит к ускорению движения. Предпосылками для таких выводов послужили исследования, проводившиеся в 2013 году в Гималаях. Изучение отобранных проб и палеомагнитные измерения показали, что вулканические породы образовались 80 миллионов лет в виде вулканической дуги в районе экватора, проходившего тогда примерно в середине океана Тетис. Кроме того, ученые выделили и еще одну дугу к югу от первой, около того места где Индия впервые откололась от Гондваны. Оливер Ягутц, который рассматривает полученные результаты как отправной пункт для новых вопросов, отмечает по этому поводу: «Это счастливое стечение обстоятельств. В тот период времени происходило множество изменений, в том числе климатических, которые могут быть объяснены этим феноменом. У нас уже есть несколько идей, которые мы бы хотели проверить в будущем».

По материалам сайта ScienceDaily:
и http://www.sciencedaily.com/releases/2015/05/150504120815.htm

04.06.2015