Новое в химии сверхтяжелых элементов. Русско-американский элемент ищет свое место в периодической таблице

Ранее на нашем сайте сообщалось о замечательной работе русских и американских ученых по синтезу новых сверхтяжелых трансурановых элементов и, в частности, получении радиоактивного изотопа лоуренсия (Lr, N=103). Этот элемент характеризуется массовым числом 256 (103 протонов + 153 нейтронов), по ранним работам он имеет период полураспада, равный 35 с, и располагается f-блоке периодической системы, являясь конечным членом в ряду актиноидов (см. табл. 1 и 2).

Таблица 1. Р: Roshan220195 / wikipedia

Таблица 2. Позиция лютеция и лоуренсия в периодической системе Д.И. Менделеева (ранние работы)

В более поздних работах некоторые исследователи пришли к выводу, что лоуренсий и его химический «кузен» – лютеций имеют химические свойства аналогичные скандию и иттрию и должны, поэтому располагаться в левой части d - блока периодической таблицы под Sc и Y (клетки белого цвета в таблице 2).
В последнее время появились новые данные о физико-химических свойствах Lr и ученые продолжили споры о местоположении этого элемента в периодической таблице. Об этом рассказывает Nature в свежей апрельской статье с.г.

Споры возобновились после эксперимента ученых из Японского агентства по атомной энергии (Atomic Energy Agency - JAEA). Недавно они получили изотоп лоуренсий-256, обстреливая атомами бора мишень из изотопов также искусственно полученного элемента калифорния. Период полураспада лоуренсия составил 27 секунд, а установка позволяла получать один атом за несколько секунд.

Созданные атомы ученые затем направляли в среду с парами йодистого кадмия и осаждали на металлической подложке, нагретой до температуры более 2700 К. Это позволило высвободить электрон из внешней электронной оболочки атома лоуренсия и, используя статистический подход, измерить его первый ионизационный потенциал — минимальную энергию, необходимую для отрыва внешнего электрона от свободного атома и превращения его в простейший положительно заряженный ион.

Значение первого ионизационного потенциала лоуренсия оказалось равным 4,96 электронвольта, необычно низким, что напоминает его значение для таких химических элементов, как натрий и калий (элементы из s-блока, табл. 1 и 2). Такое значение первого ионизационного потенциала у лоуренсия, которое прекрасно согласуется со значением 4.963Ev, ранее теоретически предсказанным авторами из Тель-Авивского университета в Израиле, действительно дает новую пищу для споров о местоположения Lr в периодической таблице.

Международный союз теоретической и прикладной химии (ИЮПАК), занимающийся в частности и разработкой номенклатуры химических веществ, в ходе своего заседания, которое должно состояться летом 2015 года, собирается подробно рассмотреть вопрос о позиции лоуренсия (а также лютеция) в периодической таблице элементов.

Будем надеяться, что ИЮПАК поставит точку в этом затянувшемся споре и «пропишет» наконец, русско-американское детище в каком - либо приличном блоке периодической таблицы элементов.

Источник(и): http://lenta.ru/news/2015/04/09/lawrencium/
T. K. Sato, et al. «Measurement of the first ionization potential of lawrencium, element 103», Nature, V.520, P. 209–211, April 2015, doi:10.1038/nature14342.

17.04.2015