Под Исландией найдены обломки микроконтинента Ян-Майен

Принято считать, что Исландия сложена вулканическими породами, океаническими по своей природе. Оказывается, это не совсем верно. Проведя различные исследования (инверсия гравиметрических данных, анализ региональных магнитометрических данных, геологические реконструкции, изотопные измерения), ученые предположили, что глубинные слои юго-восточной части острова могут представлять собой континентальную кору, захваченную Исландским плюмом еще в олигоцене.

Исследователи обратили внимание, что мощность земной коры в этой части острова больше, чем на всем остальном острове и решили проверить состав лав, извергаемых вулканами острова. В качестве объектов исследования были выбраны ряд вулканов Восточной рифтовой зоны и вулканы Эрайфайокудль и Снойфедль Восточной фланговой зоны Исландии. Изучение соотношения изотопов Sr, Nd и Pb показало присутствие в лавах последних изотопов, характерных для континентальной коры. В частности, в некоторых породах вулкана Эрайфайокудль оно составляло до 6%. Ассимиляция континентальной коры, вероятно, происходит на глубине, еще до дифференциации извергавшейся магмы. По мнению ученых, это говорит о том, что под юго-восточной частью острова погребены фрагменты микроконтинента Ян-Майен, присоединившиеся к горячей точке в момент ее прохождения под ними и покрытые сейчас мощным покровом более молодых вулканических пород.

Источник: http://forskning.no/sites/forskning.no/files/styles/full_width/public/model.jpg?itok=8moTW7yc

Руководитель работ, профессор Университета Осло и ведущий автор статьи, опубликованной недавно в Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS) Тронд Турсвик (Trond H. Torsvik) отмечает, что это открытие поможет геологам лучше понять сложную эволюцию северо-восточной части Атлантики, а также роль глубинных мантийных плюмов в распаде континентов и отделении литосферных плит друг от друга.

Полностью со статьей «Continental crust beneath southeast Iceland» («Континентальная кора под юго-восточной Исландией») можно познакомиться на странице журнала PNAS по адресу: http://www.pnas.org/content/early/2015/03/27/1423099112.full.pdf?sid=53ef3fee-33cc-422a-9a12-60ce800160f4 .

Источники: http://forskning.no/blogg/forskningsetikken/deeply-buried-continental-crust-under-iceland