Похоже, обнаружены свидетельства существования самых древних ( ≥3.7 млрд лет) бактерий Земли

Обнаружение многочисленных остатков ископаемых бактерий в древнейших осадочных породах Земли с возрастом до 3.5 млрд лет явилось одним из удивительных открытий, сделанных геологами и палеонтологами в конце прошлого века. До сих пор окаменевшие бактериальные маты этого возраста считались самыми древними объектами биологического происхождения. Однако недавно международной группе геологов и физиков Японии и Дании как будто, удалось заметно удревнить возраст этих мельчайших одноклеточных организмов.

Отложения графита (черное) в породе формации Исуа (Гренландия). Фото: James St. John

Ученые проанализировали микроструктуру и изотопный состав графита из древних (3,77 миллиарда лет) сланцевых отложений формации Исуа (Гренландия) и пришли к выводу, что этот графит был образован из остатков бактерий. Исследование опубликовано в журнале Nature Geoscience.

Выводы исследователей основаны на следующих основных фактах:

1. Наблюдения методами Рамановской и просвечивающей электронной микроскопии показывают, что графит в сланце Исуа построен из наноразмерных полигональных и трубчатоподобных зерен (см. рисунок ниже), в отличие от типичного абиотического (то есть образованного без участия живых организмов) графита, который характеризуется чешуйчатой морфологией выделений. Кроме того зерна графита Исуа характеризуются нарушенной кристаллической структурой и неупорядоченным характером укладки листов из графена. Наблюдаемая морфология согласуются с таковой, типичной для подвергнутых пиролизу и сжатию в процессе метаморфизма структурно неоднородных органических соединений.

Микрофотографии просвечивающего электронного зондирования фрагментов графита Исуа (Yoko Ohtomo et al., Nature Geoscience (2013) doi:10.1038/ngeo2025)

2. Изотопно-геохимические анализы свидетельствуют о том, что сформированные из обломочных морских отложений сланцы формации Исуа относительно обеднены тяжелым изотопом углерода (13C), что характерно для биогенного происхождения минерала.

«Таким образом, - говорится в резюме авторов обсуждаемой статьи, - мы делаем вывод, что содержащийся в метаосадках Isua графит, представляет собой следы ранней жизни, которая процветала в океанах минимум 3,7 млрд лет назад».

Источник(и): http://lenta.ru/news/2013/12/09/ishua/
Yoko Ohtomo, Minik T. Rosing, et al. «Evidence for biogenic graphite in early Archaean Isua metasedimentary rocks», Nature Geoscience (2013) doi:10.1038/ngeo2025 (препринт статьи).

17.12.2013