Эвкалипт как «золотой» геологоразведчик

Учёные уже давно подозревали, что деревья, кустарники и более мелкие растения могут экстрагировать из почвы золото и транспортировать его в свои листья, но убедительно доказать это до сих пор никому не удавалось. Отчасти этому препятствовала принципиальная возможность оседания на листьях золотых частиц, занесенных ветром. Ситуацию прояснила возглавляемая Мелвином Линтерном (Melvyn Lintern) междисциплинарная группа ученых из Государственного объединения научных и прикладных исследований в Кенсингтоне и двух физических центров (School of Physics и Australian Synchrotron) Австралии. Исследователи с помощью комплекса физико-химических методов детально изучили содержание золотых частиц в листьях эвкалиптов, растущих вблизи «захороненных» под ними небольших месторождений золота и убедительно установили (Nature Communications) значимое превышение содержания золота над фоном в листьях и ветвях таких растений.

В качестве эталонного для выполнения запланированных исследований использовалось выявленное в результате поисково-разведочного бурения гипергенное месторождение золота Freddo, которое не представляет экономического интереса, имеет протяженность 100 на 200 м и залегает на глубине 35 м. Растущие над месторождением на открытом участке большие деревья эвкалипта (некоторые > 10 м в высоту) идеальны для изучения поглощения и транспорта Au.

Использованный в работе комплекс прецизионной экспериментальной техники (ICP-MS элементный анализ, рентгеновский дифрактометр, электронный сканирующий микроскоп, синхротронный рентгеновский флуоресцентный микрозонд) и тщательная статистическая обработка результатов измерений не вызывают никаких сомнений в объективности выводов. На приведенной ниже врезке в фотографии «золотоносного» эвкалипта приведены результаты микрозондовой съемки его живого листа. Отчетливо видна отдельная ограненная частица Au размером ≈ 8 мкм (красный протяженный блок) и четыре другие (красные точки) частицы золота, расположенные на контакте с кристаллами кальция оксалата (зеленые пятна), белая мерная полоска – 50 мкм.

Ученые установили, что наиболее высокое содержание золота достигается в листьях и ветках эвкалипта золотоносных участков (80 ppb- 80 частей на миллиард), в то время как фоновое значение составляет 0,1 ppb. Эта тенденция была подтверждена и для эвкалиптов, выращенных в лабораторных условиях на почве, обогащённой золотом.

Авторы считают, что высокая контрастность продемонстрированного ими метода биогеохимических поисков золота связана с тем, что исследованные ими эвкалипты произрастают в районе с полупустынным, жарким климатом, характеризующимся малым количеством осадков, поэтому они имеют длинные корни, которые могут протягиваться на глубину 40 метров. Так они добираются до золотой руды, где с влагой всасывают ионы золота, которые затем распространяются вверх по капиллярно-сосудистой системе дерева.

Новые методы выявления месторождений золота особенно актуальны, как отмечают ученые, в свете того, что за последние 10 лет темп открытия новых месторождений Au упал на 45%.

Источник(и):http://ria.ru/studies/20131023/971991660.html