Новости геологии. Необычные весенние землетрясения 2012 года способствуют созданию новых границ Индо-Австралийской литосферной плиты

Серия мощных подземных толчков в окрестностях индонезийского острова Суматра приводит к созданию новых границ Индо-Австралийской литосферной плиты. К такому выводу пришли ученые, опубликовавшие результаты наблюдений в журнале Nature.

По крайней мере, четыре разлома в пределах Индо-Австралийской плиты возникли одновременно в апреле 2012 года в результате двух землетрясений магнитудой - 8. Данные Keith Koper, сейсмическая станция Университета Юты. (Красные звезды указывают положение эпицентров, заштрихованным овалом обозначена область разрушения плиты).

«Мы никогда не видели землетрясения, подобного этому. Оно является частью сложных процессов, происходящих при расколе литосферной плиты. Это геологический процесс - на формирование новых границ литосферных плит уйдут миллионы лет, и, скорее всего, за это время произойдет еще тысяча землетрясений такой силы», – заявил один из авторов исследования, сотрудник университета Юты Кит Копер. «Это землетрясение было уникальным», – согласен с ним сотрудник Калифорнийского технологического института Хиро Канамори.

К такому выводу ученые пришли после того, как изучили последствия серии подземных толчков магнитудой 8,6 – 8,7, произошедших у острова Суматра в апреле этого года.

Пытаясь выяснить причины землетрясений, геологи из университета Калифорнии установили, что их эпицентры находились не на стыке литосферных плит, как обычно бывает, а внутри Индо-Австралийской литосферной плиты. Изучение структуры плиты в районе эпицентров позволило обнаружить четыре гигантских разлома, которые, по словам исследователей, свидетельствует об образовании ее новых границ.

«Раньше мы могли наблюдать за примерно такими же разломами в относительно небольших масштабах. В нашем же случае мы наблюдаем за беспрецедентным событием – расколом гигантской тектонической плиты», – заявил один из исследователей Торн Лай (Thorne Lay).

Предположение ученых из Калифорнии подтвердили их парижские коллеги. Они выяснили, что землетрясения были вызваны неравномерным движением раскалывающейся плиты. При этом «азиатская» ее часть наталкивается в районе Гималаев на Азиатскую литосферную плиту, что замедляет ее скорость смещения, а «австралийская» – погружается под блок пород, на которых покоится Суматра.

Процесс раскалывания плиты, как выяснили, в свою очередь, сотрудники Геологической службы США, ощущает на себе не только Азиатско-Тихоокеанский регион, но и другие уголки Земли. «Мы обнаружили множество достаточно сильных землетрясений по всему миру, включая землетрясения магнитудой 7 в Калифорнии, Индонезии и Японии. Если бы такие землетрясения произошли в городских районах, последствия были бы катастрофическими», – пояснил один из авторов работы Роланд Бургманн из университета Калифорнии.

Сотрясения земной коры у берегов Суматры, по данным Геологической службы, вызвали в пять раз больше землетрясений, чем изначально предполагали ученые. Объясняют этот эффект исследователи тем, что толчки 11 апреля породили небольшие сдвиги пород в других уголках Земли, что впоследствии послужило причиной новых землетрясений. «В некоторых случаях такие толчки последуют только через несколько дней или недель», – уточнил Бургманн.

Источники:
Delescluse, M. et al. Nature http://dx.doi.org/10.1038/nature11520 (2012).
Yue, H., Lay, T. & Koper, K. D. Nature http://dx.doi.org/10.1038/nature11492 (2012).
Pollitz, F. F., Stein, R. S., Sevilgen, V. & Bürgmann, R. Nature http://dx.doi.org/10.1038/nature11504 (2012).

P.S. Более подробное знакомство с этими литературными источниками свидетельствует о том, что появившиеся в последние дни сенсационные заявления средств массовой информации о свершившемся 11 апреля с.г. окончательном раскалывании на две части гигантской Индо-Австралийской плиты являются несколько преждевременными. Интересно, что в «сети» встречаются даже такие экстравагантные заголовки этой новости, как «Земля треснула пополам». Воистину, интернет-новостям следует доверять с большой осторожностью.

03.10.2012