ВСЕГЕИ
+7 (812) 321 5706 vsegei@vsegei.ru
Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.П. Карпинского
Институт
Новости

Из истории детско-юношеского геологического движения


Речь пойдет о детско-юношеском геологическом движении (ДЮГД), зародившемся в нашей стране полвека назад и ставшей школой воспитания молодежи и школьников, их профессиональной ориентации для будущей работы в минерально-сырьевом комплексе страны. За эти годы в движении юных геологов приняли участие сотни тысяч школьников. В дальнейшем многие из них связали свою судьбу с геологией, пополнив ряды разведчиков недр и ученых.

Нельзя не отметить, что идея массовых поисков полезных ископаемых бытовала на Руси давно. Вот только один абзац из знамени той «Горной привилегии» 1709 года: «…Соизволяется всем и каждому дается воля какого бы чина и достоинства ни был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, копать, плавить, варить и чистить металлы, … к чему каждый толико промышленник принять может, колико тот завод и к тому подобные иждивения требуют».

В начале XVIII века в связи с бурным развитием горнозаводского промысла появилась первая ветвь обучения местных жителей, главным образом юношей, горному делу. Первую горно-металлургическую школу в Петрозаводске при Олонецком заводе открыл в 1715 году сподвижник Петра I голландец генерал-лейтенант Виллим Иванович Геннин. В ней преподавали горные и геологические науки и передавали практические навыки, специально выделенные туда мастера с уральских горных заводов, а также старатели-рудознатцы. В период с 1723 по 1739 гг. при уральских заводах была открыта 21 школа, где обучались 650 юных учеников.

В середине XVIII века башкирский старшина Исмаил Тасимов предложил Екатерине II открыть в Санкт-Петербурге горное училище, а Берг-коллегия «признала оное полезным и необходимо нужным» ныне известное как Санкт-Петербургский горный институт. Во второй половине XIX века преподавание естествознания с основами геологии было введено в реальных училищах и гимназиях. В то время этот предмет увлек, прежде всего, учителей, чья роль в становлении будущих геологов и ученых еще до конца не осознана.

Уроки естествознания и немногочисленные практические занятия в полевых условиях уже тогда имели в реальной школе большое воспитательное и образовательное значение. Интересно, что в списке предметов, которым учили в России 13-летнего наследника престола – будущего царя Александра II, наряду с историей, физикой, философией и другими предметами значится изучение геологии.

Из всего этого можно сделать вывод, что обучение подрастающего поколения естественным наукам и основам геологии имеет в нашей стране глубокие корни. Таким образом, уже к началу ХХ века была подготовлена почва для дальнейшего распространения геологических знаний среди учащейся молодежи, создания системы подготовки будущих геологов.

В 1946 году на базе Комитета по делам геологии при Совете Министров СССР было организовано Министерство геологии СССР, более четырех десятилетий игравшее огромную роль в деле развития детско-юношеского геологического движения. Вся эта работа была возведена в ранг государственной политики. Министерство геологии и Министерство просвещения стали регулярно организовывать семинары, совещания, конференции по юношескому геологическому движению. Изучался, обобщался и распространялся лучший опыт. Школами такого опыта были Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Челябинск, Нижний Тагил. На развитие этого дела выделялись немалые целевые финансовые ресурсы.

С 1975 года проводилось награждение знаком «Юный геолог СССР», который вручался наиболее активным кружковцам и участникам геологических походов.

По неполным данным в период с 1975 по 1990 гг. такой знак получили 8 тысяч юношей и девушек.

О. Ермилова, директор ВГБ
Источник:
http://rosgeo.org/hist.html

04.04.2012

Возврат к списку


Яндекс.Метрика