Обнаружен троянский спутник Земли―300-метровый астероид 2010 TK7

Раньше мне казалось, что троянскими бывают исключительно кони и компьютерные вирусы, но обнаружилось, что это не так. На сайте strf.ru в четверг появилось сообщение о том, что канадские астрономы открыли первый троянский спутник Земли. Статья об этом была представлена учеными 27 июля 2011 г. в журнале Nature.

Выяснилось, что троянскими спутниками называются относительно легкие небесные тела (обычно астероиды), которые пребывают в окрестности лагранжевых точек L4 и L5 системы планетаСолнце. Эти точки, положение которых находится решением т.н. ограниченной задачи трёх тел, располагаются таким образом, что вместе со светилом и планетой они образуют равносторонний треугольник и могут занимать практически стабильное пространственное положение относительно двух более массивных космических тел.

Известно, что троянскими спутниками обладают Нептун, Юпитер и Марс, в то время как у Земли таких спутников пока найдено не было.

Обнаруженный Мартином Коннорсом (Университет Атабаски, Канада) и его коллегами земной троянский спутник получил наименование 2010 TK7. Он представляет собой астероид поперечником около 300 метров, который участвует в сложном движении вокруг лагранжевой точки L4 и по орбите Земли, опережая последнюю. Изначально TK7 привлек внимание исследователей, когда они изучали архивные данные результатов ИК-съемок космического телескопа WISE (NASA). Последующие оптические наблюдения небесного тела, выполненные при помощи установленного на Гавайских островах телескопа CFHT (Canada-France-Hawaii Telescope), позволили подтвердить тот факт, что объект действительно является троянским.

Астероид совершает вокруг своей точки равновесия L4 сложное движение, удаляясь от неё на значительное расстояние. Эти колебания вызваны гравитационным воздействием других планет Солнечной системы. Внемасштабный рисунок Поля Вейгерта (Университет Западного Онтарио). (Траектория, движения астероида описывает во времени поверхность, обозначенную здесь зеленым цветом).

По словам ученых, компьютерное моделирование показывает, что за время своего медленного движения вокруг точки Лагранжа L4, с периодом обращения примерно 395 лет, астероид может приближаться к Земле на расстояние до 20 миллионов километров. Орбита спутника в ближайшие 5-10 тысяч лет будет устойчивой, поэтому никакой опасности для Земли это небесное тело не представляет. Вместе с тем, из-за хаотичности возмущений орбиты астероида предсказать его движение на более продолжительное время не представляется возможным.

Присутствие в своеобразной долговременной «ловушке» вблизи Земли пойманного в нее астероида рождает мечты о возможных экспедициях к нему в будущем специалистов-геологов, о новых увлекательных исследованиях, которые помогут, наконец, ответить на многие, не решенные до сих пор, вопросы происхождения Земли и других планет солнечной системы.

П.Л. Смолянский, Отдел перспективного развития, ИВЦ ВСЕГЕИ