В Аргентине найдены динозавры характеризующие начало «Эры Динозавров»

Международная аргентинско-американская группа геологов и палеонтологов под руководством Рикардо Мартинеза (Universidad Nacional de San Juan, Аргентина) смогла найти и описать представителей теропод (хищные динозавры) и завроподоморф (травоядные динозавры) в верхнетриасовых (карнийских) отложениях формации Ischigualasto северо-западной Аргентины. Это исследование было представлено в статье «A Basal Dinosaur from the Dawn of the Dinosaur Era in Southwestern Pangaea» в журнале «Наука» коллективом авторов (Ricardo N. Martinez et al., 2011) - http://www.sciencemag.org/content/331/6014/206.full

На северо-западе Аргентины в безводной долине Ischigualasto из одноименной свиты за 50 лет исследования удалось собрать почти полные скелеты динозавров Herrerasaurus и Eoraptor, а также кости сотен позвоночных животных. В свите Ischigualasto было выделено четыре уровня насыщенных комплексами костей различных позвоночных. В данной работе преимущественно представлены находки динозавров родов Eodromaeus и Eoraptor, которые в соответствии с преставлениями авторов являются одними из первых представителей теропод (хищные динозавры) и завроподоморф (травоядные динозавры) соответственно.

Реконструкции представителя рода Eodromaeus и фрагменты скелета Eodromaeus murphi sp. nov., которые были найдены в долине Ischigualasto.

Аргентинские и американские палеонтологи описали новый род и его типовой вид Eodromaeus murphi, который они считают, на основании анализа его строения, одним из первых среди теропод и достаточно своеобразным в этом кладе, объединяющем всех хищных динозавров. Динозавры рода Eodromaeus существовали совместно на этой территории и имели близкие размеры с представителями рода Eoraptor, которые были изучены и описаны 10 лет назад из этих же отложений. Кроме того, ученым удалось выявить интересные особенности строения черепа представителей рода Herrerasaurus, который они также помещают в основание эволюционной ветви теропод. Палеонтологи поместили представителей рода Eoraptor в основание ветви завроподоморф и в близком соседстве с представителями рода Panphagia, в отличие от предыдущих филогенетических построений, где этот род занимал иное положение либо в основании всех ящеротазовых динозавров, либо в основании ветви теропод.

Авторы считают, что последовательное исчезновение травоядных позвоночных животных, не относящихся к динозаврам, не связано с увеличением разнообразия динозавров, а иногда происходило на фоне вымирания динозавров. Исследователи отмечают, что самые значительные изменения между ранними динозаврами в карнийском веке и более поздними в норийском веке были связаны с увеличением верхней части тела как плотоядных, так и травоядных динозавров. Они полагают, что увеличение тела, возможно, усиливало защитный потенциал поздненорийских динозавров, которые также найдены в большем количестве местонахождений, чем позднекарнийские динозавры.

Самые ранние динозавры северной Пангеи известны в норийском веке (~214 Ma), а в ее южной части они появились раньше в карнийском веке. Исходя из этого авторы статьи допускают, что главные клады динозавров (Ornithischia, Sauropodomorpha, Theropoda) могли впервые появиться в южной Пангее.

Полностью со статьей на английском языке, опубликованной в журнале Science (14 January 2011: Vol. 331 no. 6014 pp. . 206-210 DOI: 10.1126/science. 1198467) можно познакомиться на сайте журнала по адресу:
При подготовке статьи был использован также материал сайта ScienceDaily «New predator 'dawn runner' discovered in early dinosaur graveyard»:

В.Я. Вукс,
Отдел стратиграфии и палеонтологии ВСЕГЕИ