ENG
Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.П. Карпинского
Институт
ЦНИГР музей
Выставки
Минеральные краски

Минеральные краски

История камня тесно переплелась с общей историей науки и искусства. С древних времен люди научились делать из некоторых минералов краски, которые на протяжении многих веков сохраняют свой чистый яркий глубокий природный цвет. Сейчас известно более 20 минералов-красителей, которые в разные времена использовали живописцы.

Одной из первых появилась красная краска пещерных росписей - красная охра, которую делали из минерала железа гематита. Название его происходит от греческого слова «гематикос» - кровавый. Какие разные живописные эффекты вызывает одна и та же краска! И нежные постельные тона, и яркие красные пятна, действительно напоминающие кровь, и насыщенный буро-коричневый цвет в настенной росписи.

Использовались древними художниками, и другие железистые охры, с их неподвластной времени широкой цветовой гаммой. В зависимости от количества соединений железа в составе краски, а также от незначительных примесей других веществ, встречаются различные оттенки охры - от светло-желтой до темно-коричневой.
Низкая твердость таких минералов-красителей позволяет легко их растирать в фарфоровых ступках и затем смешивать со связующими наполнителями: яичным желтком, белком или льняным маслом.

Красивую зеленую краску получали из малахита. В России ее называли «зеленью» и считали, что она «самая зеленая». Как краситель малахит использовался еще в Древнем Египте для окраски век, применяли краску и в живописи. В 1785 г. малахитом была выкрашена кровля Зимнего Дворца.

Непременным спутником малахита является азурит, из которого делали замечательную синюю краску. Русские художники XVI-XVII вв. называли его «веницейский голубец». По составу он почти двойник малахита, лишь количество меди в нем несколько увеличено.
Пигмент устойчив к действию света, но неустойчив к воздействию кислот. Краска, приготовленная из азурита, со временем может приобретать зеленоватый оттенок, из-за того, что азурит на воздухе окисляется, превращаясь в малахит. Это привело к появлению небес зеленого цвета на полотнах старых мастеров.

Синюю краску делают и из вивианита. Краска довольно капризная, она весьма неравномерно меняет свой цвет и способна приобретать зеленоватый оттенок с изменением тонкости помола минерала.

Самую дорогую ярко-синюю краску «ультрамарин» делали из лазурита. Его еще называли «лазорь веницейская». В качестве минерального пигмента лазурит использовался уже с глубокой древности, Этот драгоценный и священный камень испокон веков был дороже золота. Особенно широко, приготовленные на основе лазурита пигменты, стали применять в живописи в Европе в эпоху Возрождения. Он стал неотъемлемой частью полотен Леонардо Да Винчи и Рафаэля.

В истории красок известны еще несколько зеленых глинистых минералов-пигментов. Лучшие из них волконскоит и глауконит. Глауконит использовался с древних времен в иконописи, глауконитовая краска на Руси называлась «празелень», цвет ее неяркий, синевато-зеленый.
Волконскоит не уступает по красоте зеленого цвета глаукониту. Хром окрашивает этот мягкий глинистый минерал в глубокий спокойный и стойкий цвет оттенка дубовой листвы. Месторождения этой краски уникальны. Лишь в Приуралье имеются скопления волконскоита, достаточные для эксплуатации.
Волконскоит использовался при написании икон Новгородского Софийского Собора в XI веке, был одной из любимых красок Пабло Пикассо.

Одной из самых знаменитых и важных красных красок на протяжении веков была киноварь - сульфид ртути. Название ее происходит от слова «циннабар» (в переводе с санскритcкого - «кровь дракона»). Цвет краски, приготовленной из природной киновари неповторим, и в частности, зависит от размера частиц. Чем тоньше размол киновари, тем ярче ее цвет. По мере уменьшения размера частиц, её цвет изменяется - от оранжевого до глубокого красного. Во все времена ее использовали, в основном, в иконописи.
До сих пор, глядя на полотна древних иконописцев и живописцев, нас восхищает яркий легкий торжественный цвет природной киновари, который невозможно имитировать никакими искусственными пигментами.

С самых древних времен очень красивые краски делали из сульфидов мышьяка - золотисто-желтого аурипигмента и другого, огненно-красного, - реальгара. Аурипигмент и реальгар знали еще в древности. Первоначально эти ярко-красные и желтые минералы добавляли в расплав меди в виде ритуального поклонения духам огня.
С древности аурипигмент -«золотую краску» использовали в иконописи. Яркие золотисто-желтые кристаллы этого минерала обладает сильным свечением и считалось, что этой краской лучше всего прописывать лики святых.

Белые и черные красители делали из различных минералов, часто имеющих органическое происхождение - мел, доломит, уголь, сажа, графит, шунгит и другие.

В природе много яркоокрашенных минералов, но это не значит, что все они могут быть красителями. Для минералов-пигментов важнейшим свойством является цвет минерала в порошке (у геологов это свойство называется «цвет черты»). Дело в том, что цвет растертого в порошок минерала и цвет кристаллов того же минерала может быть различным. Так, некоторые сочно окрашенные камни: (изумруд, чароит, амазонит, нефрит, бирюза и т.д.) при растирании дают порошок белого или серого цвета и поэтому для приготовления краски непригодны.
После приготовления из минерала порошка – пигмента, он разводится в «эмульсии» - яичном желтке, разбавленном кипяченой водой с добавлением капли уксуса, и краска, называемая «яичная темпера», готова. Использовать её следует быстро, в жидком виде она не может долго сохраняться. Для настенных росписей по влажной извести, называемых «фресками», вместо желтка используется яичный белок. Для приготовления масляных красок используется льняное масло.
В последние десятилетия появляется много синтетических красителей. Но, несмотря на это, невозможно представить палитру художника без природных пигментов. Они наиболее близки естественным краскам природы, окружающим человека и только они могут сохранить яркость, насыщенность и чистоту цвета, пронеся их через тысячелетия!

Яндекс.Метрика