RUSSIAN         ENGLISH    
         
ГлавнаяКонтактыВакансииКарта сайтаСсылки






 
16.07.2015

Во Всероссийской геологической библиотеке (на абонементе) продолжается цикл выставок по общей тематике «Научные школы Геолкома-ВСЕГЕИ», начатых в 2014 году

Демонстрируемая в настоящее время выставка «Петрографическая школа» является пятой по счёту выставкой данной тематики и насчитывает 106 экземпляров монографий и статей.

Создание Геологического комитета было естественным и необходимым этапом развития горно-геологических работ в России и в то же время естественным и необходимым актом зарождения отраслевой геологической науки. Истоки геолкомовских исследований заложены в деятельности ученых, нередко работавших одновременно в Горном институте, Академии наук, Университете. Поэтому в ряде случаев следует говорить о научных школах ВСЕГЕИ — Горного института или ВСЕГЕИ— Академии наук, ВСЕГЕИ— Университета. Тем не менее, именно в Геологическом комитете положено начало главнейшим отечественным геологическим школам.

Существенные особенности научных школ Геолкома:
1. Они являются школами коллективов, а не отдельных ученых. У истоков многих школ стояли, как правило, крупные ученые, среди которых неоднократно упоминается имя А.П. Карпинского;
2. Тесная связь школ с геологической практикой, обеспечивающей неотложные нужды хозяйства страны. Эти связи принимали самые разные формы: от консультаций, заключений и определительских работ до открытия и разведки месторождений полезных ископаемых, участия в планировании развития минерально-сырьевой базы, освоения удаленных районов и т. д. Следует особо подчеркнуть, что связи всегда были двухсторонними и деловыми;
3. Обязательное использование материалов по региональной геологии и составление карт различного содержания. Картирование является важнейшим методом исследований, а карта— одним из главных результатов исследований;
4. Сочетание детальных работ с широкими обобщениями, нередко имеющими фундаментальное значение;
5. Систематическая подготовка различных методических пособий и руководств, составление инструкций, что способствует широкому внедрению новых методов и методик в геологическую практику и обеспечивает повышение эффективности геологоразведочных работ.

Научные школы Геолкома существовали не изолированно, они были взаимосвязаны, что обусловливало выполнение государственных задач, которые ставились перед учреждением в разные периоды его истории.

К первым десятилетиям деятельности Геолкома относится зарождение его основных научных школ: региональной геологии, геологокартографической, палеонтолого-стратиграфической, минерагенической (металлогенической), геологов-угольщиков, тектонической, гидрогеологической. На 20— 30-е годы XX в. приходится становление перечисленных школ, а также оформляются школы петрографическая, четвертичной геологии и геоморфологии, литологическая. Развиваются исследования в области минералогии и геохимии, геологии нефти и нерудных полезных ископаемых, разведочного дела, поисковой и разведочной геофизики, радиогеологии и т. д. Некоторые работы позже перешли в другие учреждения, организованные иногда на базе отделов Геолкома и ВСЕГЕИ. В последние десятилетия развиваются новые школы: структурно-формационная и геологов-математиков.

Традиции научных школ нашли продолжение в деятельности региональных отделов ВСЕГЕИ, других научно-исследовательских институтов системы Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

«Петрографическая школа»

Значительный вклад в комплексное (включая микроскопическое) изучение горных пород внес академик А.П. Карпинский.

Основателями петрографической школы (или школ) Геолкома — Горного института и Геолкома — Академии наук СССР следует считать Е.С. Федорова, Ф.Ю. Левинсон-Лессинга, А.Н. Заварицкого. Созданные Е.С. Федоровым учение о симметрии, теория и методика кристаллографии, работы по теории дифференциации магмы стали принципиальной основой для отраслей геологии, изучающих вещество, в том числе для петрографии. Классификация изверженных пород, предложенная Ф. Ю. Левинсон-Лессингом (1898), положила начало современной систематике магматических образований.



Интенсивное петрографическое изучение различных типов магматических пород в 20—30-е годы привело к составлению и изданию Петрографического словаря (1932). На региональном петрографическом материале разрабатывались важные теоретические проблемы, такие как метаморфизм, метасоматические процессы и явления гибридизма, физико-химическая основа парагенезисов минералов (А.Н. Заварицкий, Д.С. Коржинский, В.Н. Лодочников, В.А. Николаев). Были заложены основы петрохимии и вулканологии (А.Н. Заварицкий). Историко-геологическое направление петрографических исследований обусловило развит е в 40—50-е годы учения о тектоно-магматических циклах (Ю.А. Билибин, В.А. Николаев и др.), которое стало научно-методической основой минерагенической школы ВСЕГЕИ.

С конца 60-х годов во ВСЕГЕИ интенсивно развивался формационный анализ магматических образований (Ю.Ир. Половинкина и Д.С. Харкевич, позже Е.Н. Горецкая, В.Л. Масайтис, Н.П. Михайлов, В.И. Москалева. Н.А. Румянцева, В.М. Сергиевский и др.).

Многоаспектные и плодотворные формационные исследования, выполнявшиеся сотрудниками института, во многом обусловили повсеместное использование формационного метода в нашей стране. Была осуществлена типизация петрографических провинций СССР (Е.Т. Шаталов, В.Н. Москалева); впервые составлены корреляционные региональные схемы и Карта магматических формаций территории СССР масштаба 1:2 500 000 (1971, редакторы Д.С. Харкевич, В.Н. Москалева). Совершенствовался петрохимический метод исследований (В.А. Рудник, И.И. Абрамович), внедрялись петрофизические методы (Н.Б. Дортман, В.В. Жданов), осуществлялись комплексные петрофизические исследования керна Кольской и других сверхглубоких скважин (Э.Б. Наливкина, Н.А. Румянцева и др.).

Большое внимание было уделено всестороннему изучению метаморфических комплексов (В.В. Жданов, В.Н. Мошкин, Э.Б. Наливкина, Ю.Ир. Половинкина, В.А. Рудник, Б.Я. Хорева и др.) и совершенствованию петрографической классификации. По инициативе и под редакцией Н.П. Михайлова подготовлен первый в мире Петрографический кодекс (1995).

Среди особенностей петрографической школы института необходимо отметить ее региональную базу; совместное применение минералогических, геохимических, петрохимических и радиологических методов; изучение всего спектра магматических пород как по составу, так и по стадиям их образования; непосредственное использование результатов петрографических исследований в минерагении и при выработке легенд к геологическим картам.

Представленная выставка продлится с 1 по 30 июля 2015 г.

В августе 2015 г. будут представлены две персональные выставки, посвященные 120-летию со дня рождения Шатского Николая Сергеевича и Половинкиной Юлии Иринарховны.


Возврат к списку




 
тел. (812) 321-5706, e-mail: vsegei@vsegei.ru

Яндекс.Метрика