RUSSIAN         ENGLISH    
         
ГлавнаяКонтактыВакансииКарта сайтаСсылки






 
19.04.2012

Норвежский ученый предлагает альтернативный метод добычи нефти в Арктике

Оригинальный альтернативный метод добычи нефти в Арктике в конце прошлого года был описан в разделе «Наука» онлайн журнала Deutsche Welle. Ниже в некотором сокращении приводится текст этой заметки, подготовленной В. Фрадкиным.

В Арктике имеются богатейшие месторождения нефти, но их разработка может в случае аварии нанести непоправимый экологический ущерб. Поэтому инженеры ищут новые, более безопасные методы нефтедобычи.


Суровый арктический пейзаж. Фото Михаэля Полица (Michael Poliza), Гамбург

Глобальное потепление и технический прогресс делают арктические недра все более доступными для добычи полезных ископаемых, а с учетом роста цен на нефть разработка богатейших нефтяных месторождений на дне Северного Ледовитого океана становится все более реальным делом. Многие нефтедобывающие концерны, давно «застолбив» мелководье, присматриваются теперь к более глубоководным регионам, а кое-где уже даже началось бурение пробных скважин.

Однако добыча нефти в суровых условиях Крайнего Севера, где паковые льды и айсберги представляют серьезную опасность для буровых платформ, - задача чрезвычайно сложная и крайне рискованная. А разлив нефти здесь может обернуться экологической катастрофой колоссальных масштабов.

Горизонтальный туннель вместо вертикальной скважины

Поэтому многие ученые всерьез задумываются над альтернативными методами нефтедобычи в Арктике. В частности, Ове Гудместад (Ove Gudmestad), видный норвежский специалист в области морских технологий, профессор университета в городе Ставангере, предлагает пробиваться к нефтяным месторождениям не через вертикальные скважины, а через горизонтальные туннели: «Мы хотим начать строительство на суше, на берегу. Сначала углубиться на 200-300 метров ниже уровня морского дна, а оттуда проложить горизонтальный (или даже слегка поднимающийся) туннель непосредственно к месторождению. Длина туннеля может достигать 30 километров, заканчивается он камерой, в которой размещается все буровое оборудование. Оттуда и будет вестись добыча».

По словам ученого, диаметр туннеля должен составлять около 6 метров. Такой герметически закрытый туннель имеет огромное преимущество перед обычной скважиной, когда речь идет о нефтедобыче в регионах с особо чувствительной экологией: у берегов Гренландии, близ полуострова Лабрадор и возле Аляски. Этот же метод позволил бы получить доступ к нефтяным месторождениям под руслами крупных рек на севере России, не препятствуя судоходству. «В случае аварии разлившаяся нефть останется внутри туннеля и потечет к берегу, - поясняет профессор Гудместад. Таким образом, она не причинит никакого ущерба окружающей среде, а собрать ее на суше, естественно, гораздо проще, чем в открытом море или под ледяным покровом».

Работать в туннеле должны только роботы

Ученый особо подчеркивает, что туннель должен быть постоянно заполнен морской водой. Во-первых, это изрядно повысит его прочность. Во-вторых, выталкивающая сила, действующая на погруженное в воду добычное оборудование, упростит его перемещение. Кроме того, затопленный туннель гораздо безопаснее для персонала, поскольку у начальства не будет соблазна отправить туда людей. «В сухой туннель теоретически можно было бы послать рабочих, но делать это ни в коем случае не следует, поскольку вероятность утечки газа очень велика», - поясняет профессор Гудместад. «А если туннель заполнен водой, то отправка туда людей заведомо исключена и всем ясно, что работать там могут только автономные роботы и дистанционно управляемые транспортные средства».

Туннель обойдется не дороже буровой платформы

Понятно, что прокладка многокилометрового туннеля в нескольких сотнях метров под морским дном - проект чрезвычайно дорогостоящий. По оценке профессора Гудместада, стоимость такого проекта может составить несколько миллиардов евро. «Но и расходы на оффшорную буровую платформу, способную противостоять натиску льдов и рассчитанную на эксплуатацию в условиях крайнего севера, также исключительно высоки», - отмечает ученый. «Конечно, наша идея не годится для бурения пробных скважин. Но если дело дошло до разработки уже разведанного богатого месторождения, то туннель в финансовом отношении вполне может конкурировать с буровой платформой. А эксплуатировать его гораздо проще, поскольку можно не думать об угрозе повреждения дрейфующими льдами».

Оппоненты предупреждают о непредвиденных сложностях

Сейчас профессор Гудместад готовит технико-экономическое обоснование своего проекта. К его идее проявили интерес не только норвежские ведомства, отвечающие за технологическую и экологическую безопасность, но и некоторые нефтедобывающие компании - прежде всего, те, что не понаслышке знакомы с трудностями бурения скважин в арктических условиях. Впрочем, есть ученые, относящиеся к этой идее скорее скептически. Так, британский океанограф Питер Уодемз (Peter Wadhams), профессор Кембриджского университета, опасается, что теплая нефть внутри туннеля нагреет и размягчит промерзлое морское дно, в результате чего оно может утратить стабильность: «Я с некоторым подозрением отношусь к непроверенным решениям в области высоких технологий. Сама по себе идея такого туннеля выглядит заманчиво, но мне сразу же приходит на ум целый ряд факторов и обстоятельств, которые могут сделать этот проект еще опаснее, чем традиционные технологии. Тем не менее, безусловно, имеет смысл проверить, реализуема ли эта идея на практике».

Издательско-выставочный центр ВСЕГЕИ
Источник: http://www.dw.de/dw/article/0,,15490339,00.html


Возврат к списку




 
тел. (812) 321-5706, e-mail: vsegei@vsegei.ru

Яндекс.Метрика